Спас Нерукотворный
Патрон шедевра
Симон Ушаков (1626 - 1686)
Спас Нерукотворный
1661
Размер - 55 x 48
Материал - дерево, левкас
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.28601
Поступило из музея Василия Блаженного. 1930
На иконе представлен образ Спаса Нерукотворного. Лик Христа изображен на фоне белого плата, завязанного вверху двумя узлами. Плат украшен золотым орнаментом и двойной каймой по краю.
Публикуемая икона – самый ранний пример обращения Ушакова к сюжету, получившему впоследствии широкое распространение как в произведениях самого мастера, так и в работах его учеников и последователей. Большинство этих произведений относится к одному варианту иконографии: лик Христа помещается на фоне ткани плата, свободно свисающего и удерживаемого вверху двумя узлами. Этот вариант известен в византийском и древнерусском искусстве со второй половины XIII века. Редкой особенностью иконы 1661 года является асимметричное расположение прядей волос Христа. Эта особенность, изредка встречающаяся в древних памятниках, у самого Ушакова будет повторена только однажды на иконе конца 1660-х – начала 1670-х годов из Троицкого собора Александровской слободы (хранится в Государственном Историческом музее). В остальных дошедших до нас иконах Спаса Нерукотворного художник использует более традиционный вариант симметричного расположения прядей – по две с каждой стороны. Икона Спаса происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Весьма вероятно, что публикуемая икона представляла собой список с одного из древних и почитаемых в Москве образов.
Единоличный образ Спаса Нерукотворного, как никакой другой, позволял применить и отшлифовать новые живописные приемы, приблизиться к натуральности изображения, которая являлась одной из главных творческих задач мастера. Именно «плотский» облик Христа, запечатленный в иконе Нерукотворного Спаса, становится главным предметом нового иконописания: его нужно было передать как можно более точно и «живоподобно».
Будучи одной из самых ранних работ Ушакова, икона весьма наглядно отражает процесс формирования художественных приемов, которые станут определяющими для зрелого периода его творчества. К их числу относятся достаточно подробная графья, обозначающая основные элементы изображения, подготовительный рисунок темного тона и многослойное охрение с обширными высветлениями. Отдельные мазки в верхних слоях едва различимы и кажутся сплавленными друг с другом.