Родченко Александр (1891-1956)
Фотография. Балконы. Из серии «Дом на Мясницкой»
1925
Размер - 29,1 x 19,5
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - Инв.13156
Поступило от А.М. Родченко. 1929
Александр Родченко начал снимать в 1924 году. Он фотографировал друзей и коллег, сделал портреты Владимира Маяковского, Осипа Брика, Сергея Третьякова. Но скоро появилась знаменитая «родченковская композиция»: путем комбинирования точек зрения художнику удавалось передать как бы два видения – взрослого – сверху вниз, и ребенка – снизу вверх. Родченко был первым в ряду первооткрывателей новых методов работы с фотоаппаратом и в 1926 году впервые опубликовал свои ракурсные снимки балконов из серии «Дом на Мясницкой» в журнале «Советское кино».
Данный снимок – результат первых экспериментов мастера, вписавших его имя в историю фотографии. Объектом съемки стал дом, где он жил и работал. Здесь, по адресу улица Мясницкая, 21, в первые советские годы имели квартиры и мастерские многие преподаватели ВХУТЕМАСа. Город с его многоэтажным пространством стал предметом пристального изучения фотографа. Камера была главным инструментом поисков подходящей эстетики для отображения советской действительности тех лет. В данной серии автор разрабатывал экспериментальное видение, свободное от канонов, созвучное времени стремительных, резких ритмов. Здесь композиция кадра построена на доминирующей диагонали. За счет острого и непривычного ракурса здание до неузнаваемости деформировалось. Под влиянием Родченко подобные приемы вошли в практику многих фоторепортеров.
Необычные ракурсы производили впечатление, подобное эпатирующей рифме Маяковского, как неожиданная и мощная метафора. Для художника была очень важна прикладная сторона его искусства, поэтому он часто использовал собственные фотографии в оформлении печатной продукции. В 1927 году Родченко поместил «Балконы» на обложке январского номера журнала «Новый ЛЕФ».
24 января 1930 года Александр Родченко и Варвара Степанова преподнесли в дар Третьяковской галерее ряд своих работ для демонстрации на Выставке произведений революционной и советской тематики, среди них был и этот снимок. Художники получили два благодарственных письма, копии которых сохранились в архиве музея. Из этих документов следует, что Степанова специально для этой экспозиции оформила работы мужа. Она подошла к этой задаче неформально, как дизайнер, – расположила фотографию не в центре паспарту, а в левом верхнем углу, чтобы подчеркнуть и усилить динамику кадра.