Родченко Александр (1891-1956)
К живому Ильичу
1924
Размер - 42,6 x 27,9
Материал - бумага на картоне
Техника - коллаж из бумаги и фотографий, тушь, гуашь
Инвентарный номер - АРХ ГР-674
Источник: От автора для экспозиции через А.С. Галушкину 13 ноября 1932.
«К живому Ильичу» – макет обложки литературного альманаха, посвященного трагической дате в истории молодого советского государства. Стихи и лозунги, вошедшие в этот поэтический сборник, являлись непосредственным откликом на смерть Ленина и были написаны в дни траура 23–26 января 1924 года членами Московской ассоциации пролетарских писателей (среди авторов наиболее известны Н.Н. Асеев и А.И. Безыменский). В своих произведениях они стремились выразить чувства, пережитые в тот момент «пролетарскими массами».
В 1920-е годы Александр Родченко был активным сторонником применения фотоматериалов в полиграфии. Одним из первых он ввел в книгу фотографию, преображенную смелым монтажом. Манипуляции с клеем и ножницами породили новую изобразительную технику, которая позволяла создавать яркие обложки, имевшие большое пропагандистское значение. Для оформления альманаха художник использовал один из известных фотопортретов Ленина, сделанный во время его выступления с речью весной 1919 года фотографом Г.П. Гольдштейном. Этот снимок, классический образ вождя с поднятой рукой, неоднократно использовался разными мастерами фотомонтажа. Родченко отзеркалил и размножил фигуру, расположив копии симметрично по бокам композиции, в центре которой – земной шар с изображением серпа и молота как символ грядущей мировой революции. Четыре Ленина указывали на неизбежность счастливого будущего всего человечества.
Усиление динамики образа с помощью многократного повторения деталей – прием, изобретенный футуристами (велосипед со множеством колес, собаки со множеством ног). Этот прием часто использовали и в современной литературе. В данном сборнике не принимал участие В.В. Маяковский, однако широко известны его строки, написанные в то же время: «Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить». Техника фотомонтажа позволила материализовать метафору Маяковского, придать черты реальности умозрительному образу.
Макет был хорошо принят в издательстве «Красная новь», о чем свидетельствуют надписи на обороте такого рода: «Т. Николаев считает обложку приемлемой». В 1930 году Родченко подарил Третьяковской галерее ряд своих фотографий и обложек для экспонирования на Выставке произведений революционной и советской тематики. Работа «К живому Ильичу» заняла достойное место в экспозиции, где был отдельный раздел, посвященный жизни вождя мирового пролетариата.