Родченко Александр (1891-1956)
Радиослушатель
1929
Размер - 31,3 x 22,2
Материал - бумага
Техника - коллаж, высокая печать, вырубка
Инвентарный номер - АРХ ГР-683
От автора для экспозиции в отдел новейших искусств. Док. Поступления: Список отдела от 26. 01. 1930.
«Радиослушатель» – еженедельник с программами передач центральных и местных радиостанций, выпускавшийся в 1928–1930 годах. В 1929 году он превратился в полноценный журнал, посвященный актуальным вопросам советского радиовещания. В это время Александр Родченко как дизайнер успешно сотрудничал со многими периодическими изданиями, такими как «Даешь», «Новый ЛЕФ», «Журналист» и др. Ему заказали обложку, которая должна была использоваться для всех выпусков и стать легко узнаваемой. Для этого он создал шрифтовую композицию с геометрическими узорами, нарисованными с помощью циркуля и напоминавшими радиоволны.
Художник хотел, чтобы каждый новый номер выглядел не так, как предыдущий. С этой целью он разработал универсальный макет: в центре с помощью типографской вырубки было сделано круглое окно, сквозь которое просматривалось изображение на следующей странице. Обложка не менялась, но иллюстрация под ней каждый раз подкладывалась новая, именно она отвечала за презентацию содержания. В разных выпусках оттуда «выглядывали» фотографии и рисунки на самые разные темы: от сельских пейзажей до портретов вождей. Для советской периодической печати такое новаторское оформление считалось уникальным как с художественной, так и с технической точки зрения. В этом виде журнал выходил два года, хотя иногда в типографии отказывались от верхней части обложки из соображений экономии.
24 января 1930 года Александр Родченко и Варвара Степанова преподнесли в дар Третьяковской галерее ряд своих работ для экспонирования на Выставке произведений революционной и советской тематики. Это были фотографии и образцы типографской верстки, среди них оказалась и обложка журнала «Радиослушатель». Художники получили два благодарственных письма, копии которых сохранились в архиве музея. Из этих документов следует, что Степанова специально для выставки оформила работы мужа. Обложка наклеена на паспарту и подписана автором. Подобное внимательное отношение подчеркивало значение полиграфической индустрии как важной сферы современного художественного процесса, где были возможны самые смелые эксперименты. Для выставочного экземпляра подобрана подходящая журнальная вырезка, помещенная в круглое окно. Это фрагмент опубликованной фотографии «Газетный киоск» самого Родченко. Изображение уличного радиорупора, напоминавшего человеческое ухо, перекликалось с названием и акцентировало внимание зрителя на общественно-полезном предназначении журнала.