Современная индустрия представлялась многим авангардистам неисчерпаемым источником образов и тем, вдохновляла их на смелые эксперименты. Камера стала одним из инструментов поисков подходящей эстетики для отображения советской действительности 1920-х годов. Электростанции, линии электропередачи, уличное освещение как относительно новые явления привлекали фотографов, ставивших перед собой задачу передать напряженный ритм времени. Александр Родченко был одним из первых, кто смог преодолеть статичность, свойственную фотографии того времени, и выработать экспериментальное видение, свободное от канонов.
Монументальный силуэт электромачты Шатурской электростанции сфотографирован снизу вверх. Желание задрать голову и всмотреться в небо неслучайно. Время, когда советский человек «полетел», овладел воздушным пространством, начинало предъявлять свои требования к искусству. Острые, непривычные ракурсы и диагональная композиция кадра – приемы, которые фотограф изобрел и активно пропагандировал. Публикация таких снимков в прессе приучала читателей к новому типу изображения и возможности современного, свежего, парадоксального взгляда на мир. Художник часто использовал собственные фотографии в оформлении печатной продукции, и результаты его художественных изысканий внедрялись в повседневную репортерскую работу.
В 1927–1928 годах он занимался художественным оформлением журнала «Новый ЛЕФ», входил в его редколлегию. Родченко опубликовал «Электромачты» в майском выпуске 1927 года, поместив фотографию на обложку так, что она стала смысловым центром композиции. В руках художника фотография приобрела огромную силу, он использовал не только ее достоинства как документа, но и специфические возможности фотоискусства, цель которого – найти художественную форму, чтобы выразить ощущения, дарованные человеку новым миром.
24 января 1930 года Александр Родченко и Варвара Степанова преподнесли в дар Третьяковской галерее ряд своих работ для демонстрации на Выставке произведений революционной и советской тематики, среди них был и этот снимок. Художники получили два благодарственных письма, копии которых сохранились в архиве музея. Из этих документов следует, что Степанова специально для этой экспозиции оформила работы мужа. Она подошла к этой задаче неформально, как дизайнер, – расположила фотографию не в центре паспарту, а в верхней части, чтобы подчеркнуть и усилить динамику кадра.