Эль Лисицкий (1890 - 1941)
Проун № 4. Лист из альбома "Проекты оформления выставки Проун (Москва-Берлин)"
1923
Размер - 60 x 43,4
Материал - бумага
Техника - литография
Инвентарный номер - ГРС-1471/6
От ДВП (через отдела рукописей ГТГ) в 1959
Осенью 1922 года Лисицкий познакомился с Софи Кюпперс, тесно связанной с Обществом Кёстнера (ее муж, умерший несколькими месяцами ранее, в течение 6 лет возглавлял художественную галерею Общества) ‒ организацией, занимавшейся поддержкой культуры и искусства в Ганновере. Общество устраивало выставки, спектакли, творческие вечера, печатало каталоги. Благодаря рекомендации Софи, на которую работы русского художника произвели сильное впечатление (впоследствии она стала его женой), Лисицкий получал поддержку от Общества в самых разных формах: Общество Кёстнера предоставило ему мастерскую для работы, устроило персональную выставку и заказало папку литографий. Эта папка-портфолио была отпечатана в количестве 50 экземпляров и состояла из 6 литографий проунов (в комплекте, принадлежащем Третьяковской галерее, отсутствует один лист), обложки и титульного листа.
На титульном листе Лисицкий поместил краткий комментарий: «Эти работы ‒ ПРОУНЫ ‒ были созданы в 1919‒1923. Москва, Берлин». Ни один из литографированных проунов не воспроизводил работы 1919 года, но Лисицкому было важно обозначить точку отсчета ‒ момент изобретения им нового направления.
Две литографии имели отношение к Большой Берлинской выставке, прошедшей в мае 1923 г. На ней Лисицкий получил в свое распоряжение небольшое помещение, где смонтировал инсталляцию «Пространство проунов» («Prounenraum»). Один лист из папки представляет собой развертку помещения c изображением инсталляций на стенах, на другом литографирован центральный фрагмент одной из композиций инсталляции. Проун № 1 (ГРС-1471/3) на зарубежных выставках часто экспонировался с названием «Новый человек».