Купреянов Николай (1894-1933)
Вечер. За работой
1926
Размер - 36,3 x 50,3
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - Инв.9034
Приобретено у автора. 1927
Николай Купреянов – один из выдающихся отечественных художников-графиков. За время своей работы в 1920–1930-е годы вместе с другими мастерами он поднял искусство рисунка на высочайший уровень, утвердив его самостоятельность и безусловную художественную ценность.
Произведения, связанные с Селищем, занимают особое место в его обширном творческом наследии. В них выразилась его любовь к родному краю и семье. И они в полной мере отражают творческие поиски художника на протяжении десятка лет. В местечке Селище под Костромой, на берегу Волги, у его матери сохранилось родовое имение, которое советская власть после революции оставила семье в память об их родственнике — видном писателе-народнике Н.К. Михайловском. Там Купреянов провел ранние годы, а после учебы в Санкт-Петербурге он вернулся работать в Кострому в качестве преподавателя и художника-оформителя в 1919–1922 годах, до своего переезда в Москву.
В дальнейшем он приезжал в Селище каждый год, отдыхал от столичной суеты и увлеченно работал над деревенскими графическими циклами. К ним относится интерьерная серия «Вечера в Селище» (1926–1929), одна из самых глубоких и лиричных в творчестве автора. Это камерные произведения, запечатлевшие атмосферу близкого семейного круга. В них автор достигает живописной тональной глубины, не прибегая к цвету, а работая лишь тушью и черной акварелью. В произведении «Вечер. За работой» растушевка сухой кистью создает мягкую бархатистую поверхность. Свет лампы выхватывает из темноты фигуру жены художника – Н.С. Изнар, склонившуюся над рукоделием. При этом художник не стремится к портретности, едва намечая черты лица женщины. Он создает цельную картину укрытого вечерними тенями интерьера. Горящая на столе лампа, которая собирает вокруг себя членов семьи, появляется во всех листах серии как символ домашней гармонии и покоя.
Тихие интерьерные сюжеты стали особенно востребованы у целого ряда художников в 1920-е годы как реакция на резко меняющиеся социальные условия в новом советском государстве и как стремление найти свой островок безопасности в них. Помимо Купреянова, в этом жанре выдвинулись такие графики как Георгий Верейский и Лев Бруни.