Поэзия заброшенных старинных усадеб, их воображаемая история, образы-миражи и ностальгические грезы – лейтмотив творчества Борисова-Мусатова. Главными темами картин становится ощущение тайны и волнующего ожидания. Отражением этого «мира» предстают интерьеры усадебных домов, парки, сады, населенные призраками прошлого.
Музыкальные названия многих его работ (начиная с "Осеннего мотива", написанного годом ранее, и "Гармонии", созданной в этом же, 1900 году) определяют, как Борисов-Мусатов пытается решать вставшие перед ним задачи – "без слов", посредством внутренней музыки. Пастель «Мотив без слов» наиболее близка настроениям Серебряного века. Картина – как иллюстрация к грустным строкам об ушедшей печальной любви.
Грустно-лирическое настроение сцены Борисов-Мусатов хочет выразить не столько психологическими, сколько живописно-пластическими средствами: нюансами цвета, переливающегося нежными оттенками в луче заходящего солнца, проникшего в комнату, постепенным развитием одного пластического мотива. Воздушность и мягкость пастели с ее тающими красками идеально воссоздают атмосферу грусти и задумчивости.
Все произведение выполнено в нежных матовых тонах, без каких-либо ярких акцентов и теней. Изображение блеклое, как и воспоминания героев о минувших днях взаимных чувств. Пара застыла, погруженная в туманные видения своих былых надежд. Работу можно связать с биографией самого художника: перед поездкой во Францию он сделал предложение руки и сердца Е.В. Александровой, но в тот раз получил от будущей супруги отказ.