Корин Павел (1892-1967)
Портрет артиста Л.М. Леонидова
1939
Размер - 105 x 95
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26731
Приобретено у автора. 1945
В 1939 году П.Д. Корин начинает работать над проектом Комитета по делам искусств по созданию галереи портретов выдающихся деятелей советской культуры. Первыми работами П.Д. Корина в этой галерее стали портреты двух крупнейших театральных артистов – Л.М. Леонидова и В.И. Качалова.
Для портрета Л.М. Леонидова П.Д. Корин выбрал почти квадратный холст и построил композицию так, что фигура актера практически полностью заполняет собой картину. Л.М. Леонидов изображен сидящим в массивном кресле, которое выступает в качестве своеобразного обрамления для фигуры. В композиции отсутствуют какие-либо детали и предметы, характеризующие изображенного и говорящие о нем самом или о его профессии. П.Д. Корин сосредотачивает основное внимание исключительно на образе самого портретируемого, на его фигуре и особенно на лице. Вся картина выполнена в сдержанной, темной гамме, и свет, падая на лицо Л.М. Леонидова, выделяет его ярким пятном, подчеркивая смысловой центр композиции.
Главной своей задачей в этом портрете П.Д. Корин ставит передачу психологического состояния модели. Для этой цели служат и уверенная спокойная поза, и положение рук. Причем правая рука написана в характерном для Л.М. Леонидова жесте – сжатая в кулак, с пальцем в кармане жилета. Выражение лица передает внутреннюю сосредоточенность и определенную замкнутость, погруженность в свой внутренний мир и размышления. Л.М. Леонидов, по словам его современника Н.П. Хмелева, был актером-мыслителем, и П.Д. Корину удается уловить и выразить это в своем портрете.
Ко времени создания портрета Л.М. Леонидову было 66 лет, и его сценическая карьера практически закончилась, он уже очень редко принимал участие в спектаклях и выходил на сцену. Но художник смог передать в его облике всю долгую творческую жизнь актера, посвятившего себя созданию сложных драматических образов, требовавших глубокого психологического погружения в роль и понимания характера персонажа.
Л.М. Леонидов, впервые увидев собственный портрет, долго молча рассматривал его. А затем, пожав П.Д. Корину руку, сказал: «Вот когда будут писать об актере Леонидове, пусть посмотрят на этот портрет».