Рерих Николай (1874-1947)
Горный пейзаж
1925
Размер - 30,5 x 40,3
Материал - холст на картоне
Техника - темпера
Инвентарный номер - Ж-1547
Приобретено у Н.В. Ящук. 1979
Еще в 1906 году, побывав в Швейцарии, Николай Константинович Рерих выполнил там этюды гор. Потом к теме горных пейзажей он обратился, работая над декорациями к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» в постановке К. Станиславского в Художественном театре. География написанных им горных массивов обширна и многообразна. От Кавказа, где он побывал в 1913 году, до базальтовых склонов гор Приладожья, когда в предреволюционные годы жил в Карелии. Потом была Америка, где художник запечатлел Большой каньон и Нью-Мексико с охристо-красноватыми скалами близ Санта-Фе.
Так что стремление побывать на Тибете, коснуться взглядом и сердцем высочайших вершин мира – Гималаев, было одной из вех в осуществлении мечты. С конца 1923 года Рерих с семьей находился в Восточных Гималаях в княжестве Сикким, расположенном у подножия Канченджунга. Он проводит научные исследования и пишет пейзажи, за которые его прозвали «мастером гор». За 1924 год там было создано 140 картин, из них 27 относятся к серии «Святыни и твердыни». «С самых ранних лет он интуитивно чувствовал, что труд является очищающим и возвышающим жизненным принципом», – вспоминал младший сын Рериха Святослав.
«Горный пейзаж» тоже относится к этой серии. В нем обращает внимание многообразие синего цвета: это ультрамарин гор на дальнем плане. Ближе – более насыщенные глубокие тени на стенах буддийского монастыря, а на переднем плане тени будто теряют свою силу, потраченную на моделирование причудливых «взрезов» тускло охристой почвы. Он разворачивает горы и каменные постройки параллельно горизонтали холста: именно в таком формате и будет их писать постоянно. К этому времени художник окончательно перешел на темперу, чей глубокий цвет навсегда сохранялся. Каждая из картин, написанных им на этой земле, подтверждает стихотворные строки художника:
Живет в Индии красота.
Заманчив великий индийский путь.