Мордовка в национальном головном уборе
Патрон шедевра
Андреев Николай (1873-1932)
Мордовка в национальном головном уборе
1910
Размер - 42 x 26,7 x 23
Материал - майолика
Техника - роспись полихромная
Инвентарный номер - Инв.18504
Поступило из мастерской скульптора. 1934
Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор ряда памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ в керамике.
В 1900-х годах в Москве заметно вырос интерес к русской старине. Старорусские обычаи, жилища, одежда, утварь ‒ все это становилось предметом тщательного изучения. Андреев предпринял поездки по Тульской и Вятской губерниям, а также по местам расселения народности мордвы. Результатом поездок явилась большая тематическая коллекция народных костюмов, вышивок, головных уборов, альбомов с этнографическими зарисовками и фотографиями крестьянок в рабочей и праздничной одежде. Все собранные во время поездок материалы стали основой для работы над серией статуэток.
Андреев настойчиво подбирал цветовое и фактурное решения, создавая целый ряд вариантов одного и того же образа. Он пытался добиться разного впечатления от композиции, экспериментируя с обработкой ее поверхности. В собрании музея хранятся два бюста, на создание которых художника вдохновила красота национальных головных уборов мордовских крестьянок. В основе их композиции — один и тот же элемент одежды, при этом существенно отличается обработка поверхности произведений. Так, покрытие однородной бирюзовой эмалью позволяло скульптору четче выявить форму, в то время как в многоцветных вариантах керамической статуэтки он в точности передавал детали национальной одежды.
Обращение Андреева к серии декоративных композиций, в которых подробно воспроизводились все детали народного костюма, закономерно вплетается в важную тенденцию развития искусства начала ХХ века ‒ стремлению к народному, глубоко национальному и самобытному.