Сотников Алексей (1904-1989)
Лев в цирке
1939
Размер - 54 x 73 x 28,5
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-1055
Поступило из ВХПО им. Е.В.Вучетича. 1984
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. Здесь в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста и здесь же он создал свои многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым премии и призы: «Ягненок» (1937) ‒ Золотая медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже; «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство работ, созданных Сотниковым, принадлежат анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, в своих произведениях «Переполох», «Весна», «Пьющая курица» скульптор отдает предпочтение изображению домашних животных и птиц, среди которых он вырос. Работа «Лев в цирке» отличается не только выбранным сюжетом, но и самим характером построения композиции. Если предыдущие произведения выполнены в соответствии с натурными наблюдениями, то зверь в композиции «Лев в цирке» напоминает конструкцию, которую можно сравнить с системой построения древнерусских резных архитектурных и скульптурных деталей, украшавших деревенские деревянные дома, или с белокаменной резьбой на стенах храмов. В фигуре льва отчетливо проступает древний прототип, в котором объем строго строится по вертикали и горизонтали. Конструктивно выстроенная, декоративно выразительная лаконичная композиция передает и эмоциональное настроение зверя. Сам Сотников объяснял свою работу так: «Лев присел и готовится к прыжку. Лапы согнуты под углом в 90 градусов и поставлены к туловищу под углом в 45 градусов. Голова повернута назад. Он огрызается на дрессировщика с кнутом. Его заставляют прыгать, но гордость зверя не позволяет сделать это. Ему не нравится то, что делает дрессировщик. И он прыгнет, конечно, но все-таки огрызается».
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, по своей пластике равноправную произведениям, выполненным в традиционных скульптурных материалах: камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром, он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.