Сотников Алексей (1904-1989)
Рождение жизни
1949
Размер - 5,5 x 9,5 x 6,5
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-2967
Приобретено у А.А. Сотникова. 1994
На Дулёвском фарфоровом заводе А. Сотников проработал практически всю жизнь. Там же в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста и здесь он создал свои многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым премии и призы: «Ягненок» (1937) получил золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем Сотников считал Владимира Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежит анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, он отдает предпочтение изображению домашних животных, среди которых он вырос. Скульптор рассказывал, как возник сюжет для произведений «Рождение жизни» и «Корзина с цыплятами». Однажды у себя дома, в станице, он проснулся от квохтанья наседки. Наседка высидела в лукошке под кроватью цыпленка. Раздался первый писк. В ответ послышалось ликование наседки: она всем возвестила о свершившемся чуде.
Только что вылупившийся из яйца цыпленок не похож на милые желтые пушистые комочки, как обычно изображают цыплят. Он неказистый, желторотый, с влажными слипшимися перьями, почти эмбрион, но именно так начинается жизнь. В этой работе проявляется трогательная нежность, которая характерна для анималистических работ Сотникова, выполненных в фарфоре с тонкой подглазурной росписью.
Активное проникновение в специфику фарфора позволило художнику создать скульптуру, по своей пластике равноправную с произведениями, созданными в классических скульптурных материалах: камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистикой, он создал жанровые композиции, рельефы, вазы, сервизы, фонтаны.