Сотников Алексей (1904-1989)
Материнство
1972
Размер - 13 x 25 x 7
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, полихромная
Инвентарный номер - СКС-965
Дар автора. 1983
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом предприятии в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Доказательством международного признания служат полученные Сотниковым премии и призы: "Ягненок" (1937) был удостоен получил Золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже, "Курица" (1938) и "Сокол" (1957) – Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А. Сотников считал В. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежит к анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, он отдавал предпочтение изображению домашних животных, среди которых вырос. Запечатленная в «Материнстве» сценка – лебедь с птенцами на спине – динамична и эмоциональна. Крепость массивной и пластичной формы тесно связана с точным знанием и непосредственным впечатлением от движения лебедя по поверхности воды. «Думаю, – говорил Сотников, – человечество изобрело пароход, глядя на лебедя». Оказывается, лебедь, чтобы помочь птенцам взобраться на спину, использует свой хвост как трап. Сотников претворяет понимание природных особенностей птицы в архитектоническую скульптурную форму, в своем пластическом решении едва ли не переходящую в геральдику. Вся композиция замкнута в прямоугольный блок с заданным динамичным линейным движением по горизонтали. Поверхность обобщена и сглажена, что заставляет фарфор сиять молочной белизной.
Тонкое понимание специфики материала позволило художнику создать в фарфоре произведение, по своей пластике равноправное с работами, выполненными в традиционных скульптурных материалах: камне, дереве, металле.
Интересы Сотникова не ограничивались анималистикой. Он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.