Сотников Алексей (1904-1989)
Материнство
1972
Размер - 13 x 25 x 7
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, полихромная
Инвентарный номер - СКС-965
Дар автора. 1983
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом предприятии в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Доказательством международного признания служат полученные Сотниковым премии и призы: «Ягнёнок» (1937) был удостоен золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем Сотников считал Владимира Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежит анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, он отдавал предпочтение изображению домашних животных, среди которых вырос. Запечатленная в «Материнстве» сценка – лебедь с птенцами на спине – динамична и эмоционально насыщена. Крепость массивной и пластичной формы тесно связана с точным знанием предмета и впечатлениями, полученными от наблюдения за движением лебедя по поверхности воды. «Думаю, – говорил Сотников, – человечество изобрело пароход, глядя на лебедя». Оказывается, лебедь, чтобы помочь взобраться на спину птенцам, использует свой хвост как трап. Сотников претворяет знание природных особенностей птицы в архитектоническую скульптурную форму, в своем пластическом решении переходящую едва ли не в геральдику. Вся композиция замкнута в прямоугольный блок с заданным динамичным линейным движением по горизонтали. Поверхность обобщена и сглажена, что заставляет фарфор сиять молочной белизной.
Тонкое понимание специфики материала позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, равноценную по своей пластике выполненной в традиционных скульптурных материалах – камне, дереве, металле.
Интересы Сотникова не ограничивались анималистикой. Он создал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.