Сотников Алексей (1904-1989)
Дед Мазай и зайцы
1970
Размер - 13,5 x 34,5 x 11
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, полихромная
Инвентарный номер - СКС-2966
Приобретено у А.А. Сотникова. 1994
На Дулёвском фарфоровом заводе, где А. Сотников проработал практически всю жизнь, в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста. Здесь он создал свои многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым премии и призы: «Ягненок» (1937) получил золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже; «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Хотя анималистика была самым значительным направлением творчества Сотникова, одновременно он создал целую серию фарфоровых миниатюр. Сюжетами для них стали жанровые сценки с участием людей и животных: «Мальчик с козленком», «Стрижка овцы», «Кубанский чабан», «Свинарки», «Счастливые рыбаки». Скульптор выполнял миниатюры по мотивам произведений А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Г.-Х. Андерсена. «Дед Мазай и зайцы» ‒ иллюстрация к известному произведению Н.А. Некрасова. Здесь близкая художнику тема общности человека и попавших в беду зверей нашла свое конкретное воплощение. Композиция, изображающая плывущего в лодке деда Мазая, была задумана как один из сюжетов для предполагаемых фонтанов. У Сотникова таких проектов было несколько, часть из них осуществлена. На Международной выставке в Брюсселе, привлекая к себе внимание зрителей, действовали три фонтана ‒ «Рыбки», «Медведь» и фонтан с лягушкой.
Активное проникновение в специфику материала позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, по своей пластике равноправную с выполненной в общепринятых скульптурных материалах: камне, дереве, металле. За годы работы на Дулёвском фарфоровом заводе А. Сотников создал скульптурные композиции, панно для декоративного оформления зданий, образцы для тиражирования предметов быта, работал над формами посуды – столовыми, чайными и кофейными сервизами.