Сотников Алексей (1904-1989)
Материнство
1983
Размер - 51,5 x 30,5 x 65
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, полихромная
Инвентарный номер - СКС-2342
Поступило из Министерства культуры СССР, приобретено у автора. 1985
На Дулёвском фарфоровом заводе А. Сотников проработал практически всю жизнь. Здесь в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, и здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым премии и призы: «Ягненок» (1937) ‒ Золотая медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже; «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А. Сотников считал В. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин». В этой совместной работе обострилось представление Сотникова о целесообразном, почти божественном устройстве живых организмов и всего мироздания. Он мечтал поставить памятник всему живому при дороге, вьющейся в привольной солнечной степи. Композиция «Материнство» была задумана как проект памятника в ознаменование принятия закона «Об охране природы и окружающей среды».
Монумент, изображающий птицу иволгу с бегущими к ней птенцами, должен был быть выполнен из стали и воздвигнут на шоссе в степной части Крыма. Огромный постамент скульптуры мог служить придорожным зданием с проездной аркой посередине и выходом на верхнюю площадку, откуда открывались бы степные дали. Сотников предполагал, что размер монумента будет в несколько десятков метров высотой, чтобы птица царила над огромным пространством степи. По мысли А. Сотникова, стальная птица должна была стать символом вольности и полета человеческой мысли.
Выполненная в фарфоре модель памятника обладает всеми чертами декоративно-монументальной скульптуры: синтезом природной и скульптурной формы, напряженной динамикой, конструктивной ясностью, обобщенной сглаженной поверхностью, что заставляет материал сиять многочисленными бликами отраженного света.
Активное проникновение в специфику материала позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, по своей пластике равноправную с произведениями, выполненными в традиционных скульптурных материалах: камне, дереве, металле. Создавая то миниатюрную шкатулку, то многометровое декоративное панно или скульптуру для фонтана на открытом воздухе, Сотников каждый раз открывал новые возможности фарфора как материала.