Андреев Николай (1873-1932)
Портрет Л.Н. Толстого
1908
Размер - 52 x 33,8 x 27
Материал - майолика
Инвентарный номер - СК-139
Приобретено у В.Д. Кокоринова. 1959
Николай Андреевич Андреев был разносторонне талантливым скульптором. Он является автором ряда памятников в Москве: писателю Николаю Васильевичу Гоголю (1909), главному врачу Москвы Федору Петровичу Гаазу (1909), статуи «Свобода» для памятника-обелиска «Конституция» (1919), писателю Александру Ивановичу Герцену (1922), поэту Николаю Платоновичу Огарёву (1922), писателю-драматургу Александру Николаевичу Островскому (1929).
Андреев работал также в монументально-декоративной, мемориальной скульптуре. Много экспериментировал с керамикой, с ее техническими и художественными возможностями.
В 1900–1910-е годы Андреев, увлеченный импрессионистической манерой Паоло Трубецкого, создал целую галерею портретов писателей, художников, артистов – представителей Серебряного века. Живописная, светоносная, эффектная поверхность скульптуры, созданная сочными мазками мастера, делала ее «подвижной» и подверженной постоянным изменениям в восприятии. Главной особенностью манеры Андреева стала этюдность замысла, желание «ухватить» характер модели и передать ее узнаваемую черту. Для достижения своего художественного замысла скульптор много экспериментировал с техникой, покрытиями и цветом, изготовляя повторные экземпляры. Свои произведения он не тиражировал.
Первый портрет Льва Николаевича Толстого Андреев вылепил с натуры за два-три сеанса в Ясной Поляне в 1905 году. Писатель согласился позировать скульптору только после долгих уговоров директора литературно-художественного кружка «Среда» А.И. Сумбатова-Южина. Толстой вначале недоброжелательно отнесся к идее создания своего скульптурного портрета, однако был приятно удивлен скоростью работы Андреева.
Вновь к образу писателя Андреев обратился в 1908 году, создав бюсты в разных техниках – терракоте, гипсе и майолике.
Экземпляр в майолике покрыт цветной глазурью, колорит которой решен на контрастах коричневого и бело-желтого цветов. Светлые волосы, борода и брови подчеркивают мудрое лицо писателя. Использованный характерный декоративный прием усиления темных тонов в углублениях формы, словно живописными штрихами, завершает композицию. Таким колористическим решением автор стремился придать образу глубину и эмоциональность.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся также портреты Л.Н. Толстого, выполненные в гипсе и бронзе.