Калмыцкая молельня
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1842-1904)
Калмыцкая молельня
1869-1870
Размер - 27,2 x 38
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1974
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
Во время путешествия в Туркестан Василий Верещагин забирался в самые отдаленные места обитания кочевников. Однажды он заехал в поселения калмыков (ойратов), которые исповедовали буддизм, вели обособленный образ жизни и чтили многовековые традиции.
В этюде художник запечатлел буддийский обряд, проводимый монахами в переносной юрте-молельне. Верещагин точно передал ритуальные предметы и пышное убранство храмового интерьера. В центре располагается алтарь, на верхней ступени которого стоят бронзовые скульптуры буддийских божеств, поверх которых накинуты шелковые шарфы (хадаки). Перед статуями на специальных сундуках расставлены чаши с подношениями, сосуд (бумба) для освященной воды, в который вставлено кропило из перьев павлина. На нижней ступени алтаря установлена мандала подношений, созданная из зерен, драгоценных и полудрагоценных камней. Она символизирует буддийское мироздание с центральной горой Меру и все сокровища Вселенной. По стенам кибитки развешены священные изображения фигур буддийского панетона (тханка). Сверху над алтарем висит балдахин (лабри), а по сторонам от него спускаются разноцветные ленты и ритуальные шелковые платки.
Сидящие монахи совершают перед алтарем буддийский обряд. Верещагин достоверно отразил цветовую гамму, детали и покрой их ритуального одеяния. Монах, сидящий слева, облачен в желтую рубашку и бордовую юбку (шамтаб), другие, расположившиеся справа, – в оранжевые халаты и перекинутые через левое плечо накидки (оркимджи) красного цвета. Головы у священнослужителей бритые, по общепринятой в буддизме традиции. Богослужение сопровождается игрой на ритуальных музыкальных инструментах: один монах бьет в ударные тарелки (цанг), другой – дует в длинную медную трубу (бюря).
Резкая и немелодичная буддийская музыка, непривычная для слуха европейца, обладала магическим значением. Она была призвана привлекать внимание многочисленных божеств к молитвам человека, устрашать врагов буддийской веры, усиливать действенность ритуалов. Поэтому игрой на музыкальных инструментах всегда сопровождались большие праздничные обряды и многие буддийские службы.