Этот пейзаж содержит два географических названия и одно этнографическое. Маточкин Шар – пролив, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного и соединяющий Баренцево море с Карским. От этих слов уже повеяло холодом. Северная Земля – архипелаг в Северном Ледовитом океане к северу от полуострова Таймыр на границе Карского моря и моря Лаптевых. Чум, который написал Александр Борисов – традиционное жилище конической формы: рама, составляемая из сорока жердей (огромный дефицит и ценность за Полярным кругом), покрытая оленьими шкурами, сшитыми в сплошные полотнища. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей.
Если бы не почти праздничная нарядность данного этюда, он мог бы служить этнографическим пособием для рассказа о жизни северных народов за Полярным кругом. Но Борисов, ученик Шишкина и Куинджи в Академии художеств, умел оживить монотонность пейзажа ярким живописным пятном, каким в данном случае является экзотическая для нас, но характерная и удобная на Севере женская одежда. В этюде есть и другие не менее интересные живописные куски. Это оленьи шкуры, обтягивающие жерди чума. Сложнейшая гамма многочисленных оттенков серого цвета оживляется удивительно ярким, пушистым белым мехом.
Эта простая, но не примитивная жизнь в бескрайней тундре, где по полгода длится полярный день или полярная ночь, где люди существуют благодаря своему упорству, отваге и трудолюбию, восхищала художника. Сам он родился в крестьянской семье и позднее, став известным художником, построил себе дом-мастерскую в селе Красноборск на Северной Двине, куда приезжал ежегодно. Его экспедиция на Новую Землю «с художественной целью» в 1896 году – имела итогом не только многочисленные этюды. Он дал имена безызвестным на то время ледникам и мысам. Так, на карте Новой Земли появились мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина и ледник Третьякова.