Борисов Александр (1866-1934)
Баржа. Северная Двина
1914
Размер - 18,2 x 27,7
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - АРХ ГР-3318
Дар в 1969 г. А.А.Сидорова, Москва
Это был удивительный человек, серьезный художник, а главное – первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортного и экономического освоения Севера. Все это – Александр Алексеевич Борисов, выходец из крестьян, получивший первоначальное художественное образование в иконописной мастерской при Соловецком монастыре. Впрочем, и Илья Репин, и Филипп Малявин, и Абрам Архипов, да и многие другие будущие художники тоже учились в иконописных мастерских.
Отличие его от всех товарищей по мастерской А.И. Куинджи в Академии художеств, у которого он учился с 1894 года, – всепоглощающая любовь к Русскому Северу. Собственно, этюд «Баржа. Северная Двина» тому подтверждение. В 1910-е он ежегодно ездил сюда, где еще в 1899 году построил добротный дом-мастерскую. Географически это противоположная часть страны, города Феодосия, где был дом с большой мастерской у Ивана Айвазовского. Этот этюд – конкретная фиксация каждодневной жизни реки, где баржи – удобный вид транспорта. Она устойчивая, основательная, способная перевозить большое количество разнообразных грузов. Художник будто пишет ее портрет: она занимает 2/3 переднего плана небольшой акварели, как бы подчеркивая, что речь идет не о водной глади, не о погоде, не о времени дня. Это рассказ о простом, но подчас необходимом плавсредстве. Какой игрушечной смотрится рядом с ней обычная лодка – этот контраст заставляет задуматься об объеме и вместительности баржи.
Графических листов у Борисова меньше, чем масляной живописи. Работая в условиях Крайнего Севера, он просто не мог писать на холоде, когда вода мгновенно замерзала.
Эта акварель была подарена Третьяковской галерее искусствоведом и коллекционером Алексеем Алексеевичем Сидоровым. Уже одно присутствие акварели в его коллекции среди высокохудожественных произведений – «знак качества» и самому графическому листу, и творческому «я» художника.