В основу произведений Николая Андреевича Андреева, посвященных изображению В.И. Ленина, легли рисунки, сделанные художником во время выступления Ленина в Большом театре, на заседаниях ВЦИК и Коминтерна. Оптимальные условия для портретных зарисовок и скульптурных этюдов из пластилина он получил во время работы непосредственно в Кремлевском кабинете Ленина в мае 1920 года. На основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений Н. Андреев выполняет небольшие полуфигурные композиции, изображающие Ленина за работой.
После смерти Ленина в 1924 году была создана комиссия, перед которой стояла задача увековечить память о вожде революции. Заказ на выполнение его скульптурного портрета для зала заседаний Совнаркома было решено поручить Н. Андрееву. Его исполнение должно было производиться под контролем специально созданной комиссии. Непременным и главным условием выполнения этой задачи становится наличие документального сходства. Скульптору были предоставлены фотоматериалы, от правления Совкино выданы необходимые для работы киноленты.
Во время бесед с членами комиссии было решено, что для скульптуры в зале Совнаркома лучше изобразить Владимира Ильича таким, каким он был в окружении своих ближайших друзей и соратников. В период с 1924 по 1929 год скульптор представил комиссии три варианта портрета. Второй из них Андреев охарактеризовал так: «“Ильич” вошел на заседание и остановился в позе, особенно для него характерной - с пальцами, заложенными в проймы жилета, присматривается с улыбкой к происходящему (что-то вы тут без меня делаете?)». Сюжет, выбранный для этой скульптурной композиции, полностью отвечал поставленной перед скульптором задаче. В портрете нет ни тени официальности, в образ внесена нота крайней простоты, передана жизненная правдивость облика Ильича, так хорошо знакомого членам комиссии.
Сохранились изображения В.И. Ленина, сделанные многими художниками. Среди них есть достаточно известные, такие как И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Ф.А. Малявин, Л.О. Пастернак, Н.И. Альтман. Однако «Лениниана» Андреева резко выделяется и своим объемом, и своей конкретной направленностью. Она насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. Процесс ее создания раскрывает интересную, сложную картину творческих поисков скульптора, образовавшей единую плодотворную линию воплощения личности Ленина и создания образа вождя революции. Истоки успеха были заложены в углубленной работе с натуры, которую сам Андреев определил как «багаж живых наблюдений».