Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой
Патрон шедевра
Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой
1760-е
Размер - 59 x 46
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.21180
Поступило из Государственного музейного фонда (собрание Гагариных). 1923
Московский период в творчестве Рокотова – время наивысшего расцвета его мастерства как портретиста. В Москве он создал свои лучшие произведения. Присущие художнику духовные устремления особенно ярко проявились именно в этот, наиболее плодотворный и зрелый период, начавшийся с середины 1760-х годов. Здесь, в Москве, после напряженного ритма жизни Северной столицы Рокотов оказывается в совсем иной духовной среде. Он общается с близкими ему людьми, соприкасается с миром просветительской поэзии, драматургии, музыки.
Именно в это время живописец обращается к камерным формам портрета, что предполагает более скромную обстановку, сокращает социальную дистанцию между художником и моделью, делает более углубленной характеристику изображенного. Люди на портретах Рокотова сдержанны, замкнуты. Они не допускают в свой внутренний мир, им свойственны достоинство и благородство. До нас дошло множество портретов художника с изображением неизвестных лиц. Подобные полотна получили названия по цвету костюма. Такова «Неизвестная в голубом платье с желтой отделкой».
Портрет представляет собой поясное изображение молодой девушки в повороте в три четверти, с лицом, обращенным к зрителю. Модель одета в голубое платье, отделанное золотистыми рюшами на груди и на капюшоне, спадающем на плечи. Платье очень затейливо украшено бантиками у выреза, на рукавах и на шее. Причудливый костюм дополняет высокая прическа из пудреных волос, украшенная цветами, и жемчужные висячие серьги. Свет падает на фигуру слева, освещая лицо и платье, погружая отдельные детали в тень и создавая сфумато, придающее героине загадочность. Созданию трогательного облика способствует теплый колорит, построенный на сочетании золотистых и оливковых тонов. Все средства художественной выразительности порождают хрупкий женский образ искусства рококо.
Портрет происходит из собрания усадьбы князей Гагариных Никольское-Гагарино Московской губернии. В состав фамильной галереи входили также рокотовские портреты князя Сергея Васильевича Гагарина (Ханты-Мансийский художественный музей) и княгини Прасковьи Павловны Гагариной (местонахождение неизвестно).