Зарянко Сергей (1818-1870)
Портрет княгини М.В. Воронцовой
1851
Размер - 147 x 121
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5084
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1925
Сергей Константинович Зарянко является одним из самых незаурядных и техничных художников середины XIX столетия. Выходец из семьи крепостных, переехавших в Петербург после получения вольной, Зарянко сумел достичь звания академика перспективной живописи (1843) и семь лет спустя стать профессором исторической и портретной живописи. Большой вклад в отечественную культуру Зарянко также внес как теоретик искусства и талантливый педагог, воспитавший целую плеяду мастеров.
Изображение княгини Марии Васильевны Воронцовой (урожденной княжны Трубецкой) – жемчужина коллекции Третьяковской галереи и одно из самых известных произведений художника. После смерти в 1847 году первого мужа, А.Г. Столыпина, Мария Васильевна в августе 1851-го вышла замуж за генерала от инфантерии, генерал-адъютанта, участника Кавказских походов, светлейшего князя С.М. Воронцова. Наиболее вероятно, что изображение было написано в Санкт-Петербурге в период помолвки Марии Васильевны с ее вторым супругом, с которым после венчания она уехала на Кавказ. По воспоминаниям современников, М.В. Воронцова отличалась «бойкостью нрава», тяготела к шику и комфорту. Ее образ «крупной, большеглазой, чернобровой красавицы» отобразил в повести «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстой.
Репрезентативный портрет был создан на пике популярности Зарянко. Модель изображена присевшей на край дивана. Направленный в сторону от зрителя взгляд княгини, избранная живописцем точка зрения снизу усиливают ощущение сословной дистанцированности. С портрета предстает представительница древнего аристократического рода, светская дама середины XIX столетия, которая блистала при дворе и входила в круг доверенных лиц великой княгини Марии Николаевны. Портрет исполнен в свойственной художнику тщательной и сглаженной манере, тяготеющей к иллюзионизму. С большим умением мастер пишет легкую прозрачную берту-оборку, эффектно окаймляющую вырез лифа Воронцовой, виртуозно воспроизводит блеск дорогой атласной ткани ее пышного наряда. Большую роль в портрете играет освещение, помогающее выявить «скульптурную» объемность форм.
Портрет происходит из собрания Ф.И. Прянишникова, известного коллекционера и владельца картинной галереи.