С.К. Зарянко является одним из самых незаурядных и техничных художников середины XIX столетия. Выходец из семьи крепостных, переехавших в Петербург после получения вольной, Зарянко сумел достичь звания академика перспективной живописи (1843) и семь лет спустя стать профессором исторической и портретной живописи. Большой вклад в отечественную культуру Зарянко также внес как теоретик искусства и талантливый педагог, воспитавший целую плеяду мастеров.
За свою жизнь художник стал автором около сотни портретов, отличительной особенностью которых считается крайне тщательное следование натуре, тяготеющей к иллюзионизму. Одним из наиболее запоминающихся произведений мастера является его камерная работа «Девочка в голубом платье. Портрет Н.С. Зарянко» на котором представлена его дочь Наталия.
Н.С. Зарянко (1861–1943) была младшим ребенком в семье художника. Достигнув совершеннолетия, Наталия Сергеевна выбрала актерскую стезю. С 1883 по 1905 год она находилась в составе Императорской русской драматической труппы. Среди сыгранных актрисой ролей: дочь городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, камеристка в «Княгине Курагиной» И.В. Шпажинского. Зарянко принимала участие в спектаклях «Укрощение строптивой» Шекспира и «Чужое добро впрок нейдет» А.А. Потехина. Позднее служила в провинциальных театрах.
Художник использует тип погрудного изображения, которое обрамляет овал. Взгляд девятилетней девочки устремлен в сторону от зрителя, а она сама словно окутана мягким и светлым небесным фоном. Открывающее плечо платьице василькового оттенка оттеняет детское очарование и некоторую серьезность модели. С помощью технических приемов художник сглаживает фактурные свойства живописи, стремясь к максимальной достоверности образа.
Портрет дочери стал завершающим аккордом творчества мастера. «Очень хороша живописью, натурально исполнена, вся головка в тени, выделяющаяся на светлом голубом небе, и в голубом платьице… Легко и окончательно исполнено и не зализано. Многих она интересует и по моему мнению, достойна галерейного назначения», — писал живописец А.Г. Горавский, рекомендуя данную работу П.М. Третьякову. Портрет был куплен меценатом у вдовы художника и стал первым произведением С.К. Зарянко в собрании Третьяковской галереи.