К числу лучших произведений С.К. Зарянко можно отнести портрет Марфы Ивановны Аврориной (около 1817–?). Запечатленная на нем женщина являлась супругой художника и священнослужителя Василия Михайловича Аврорина, с которым Зарянко был давно знаком. Аврорин учился живописи у А.Г. Венецианова и, возможно, по его поручению давал уроки живописи 12-летнему С.К. Зарянко. Около 1833 года Аврорин переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где служил дьяконом в церкви Воскресения Христова в Кадашах.
На полупарадном портрете М.И. Аврорина запечатлена поколенно в светлом платье. Белый шелковый платок с бахромой покрывает ее голову и плечи, образуя красивый силуэт на темном фоне. Левой рукой модель слегка касается подбородка, придерживая ткань платка. Обращает на себя внимание активная работа художника со светотеневыми контрастами. Сильный боковой свет «выхватывает» выразительное лицо Аврориной, написанное с характерной для Зарянко точностью и натуралистической беспристрастностью. Несмотря на то, что полностью ее изображение так и не было завершено (не окончены платье и правая рука) живописец смог создать жизненный и правдивый образ, полный благородства и большой художественной силы.
Долгое время существовала проблема точного определения время написания картины, так как на обороте и лицевой стороне были указаны две разные даты: 28 августа 1845 и 1851. В результате исследования, проведенного специалистами Третьяковской галереи, удалось установить, что портрет был изображен поверх архитектурной композиции. Летом 1845 года Зарянко жил на квартире у Аврориных в Москве. По всей видимости, именно тогда он начал работу над нижележащим произведением. Позднее в 1851 году мастер использовал уже начатый холст для портрета Марфы Ивановны.