Сергей Константинович Зарянко – один из самых незаурядных и техничных художников середины XIX столетия. Выходец из семьи крепостных, переехавших в Петербург после получения вольной, Зарянко сумел достичь звания академика перспективной живописи (1843) и семь лет спустя стать профессором исторической и портретной живописи. Большой вклад в отечественную культуру Зарянко также внес как теоретик искусства и талантливый педагог, воспитавший целую плеяду мастеров.
Интерьерная живопись – особый жанр в русском искусстве, который во второй трети XIX века вошел в пору расцвета. Весьма активно его разрабатывали в школе А.Г. Венецианова, у которого брал уроки Зарянко, параллельно обучаясь в Академии художеств. Объектом изображения могли становиться самые разные интерьеры: частных домов (К.А. Зеленцов. «В комнатах», конец 1820-х – 1830-е), мастерские живописцев (Ф.М. Славянский. «Кабинет художника Алексея Гавриловича Венецианова», конец 1830-х – начало 1840-х), императорских резиденций (М.И. Антонов. «Зимний сад Зимнего дворца», 1840). Отдал дань этому жанру и Зарянко, который в начале своего творческого пути трудился преимущественно над изображениями интерьеров, оттачивая мастерство от картины к картине. К числу лучших его работ можно отнести «Парадный Белый зал Зимнего дворца».
Белый зал был отстроен после пожара и декорирован по проекту архитектора А.П. Брюллова к бракосочетанию наследника престола великого князя Александра Николаевича (будущего Александра II) с принцессой Марией Гессенской в 1841 году. В нем проводили балы и музыкальные вечера. Убранство просторного помещения было стилизовано под парадные покои древнеримской виллы. Колонны увенчали статуи, олицетворяющие искусства. Скульптуры, стоящие вдоль стен, наследник заказал во время европейского турне в 1838 и 1839 годах.
Все богатство обстановки живописец бережно воспроизводит на своем полотне. Художник умело моделирует пространство двусветного зала, обрамленного рядами колонн и пилястр коринфского ордера, изображает украшенный роскошным лепным декором цилиндрический свод. Зарянко в полной мере справился с техническими трудностями в передаче материальности фактуры мрамора, бронзы, хрусталя. Картина завораживает особым вниманием к предметам интерьера, каждый из которых доведен до совершенства.