Портрет Федора Ивановича Прянишникова
Патрон шедевра
Зарянко Сергей (1818-1870)
Портрет Федора Ивановича Прянишникова
После 1844
Размер - 47,2 x 35,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5085
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1925
Сергей Константинович Зарянко считается одним из самых незаурядных и техничных мастеров середины XIX столетия. Выходец из крепостной среды, будучи учеником А.Г. Венецианова, он параллельно прошел курс обучения в Академии художеств (1834-1838). В 1843 году Зарянко стал академиком перспективной живописи, семь лет спустя был избран профессором исторической и портретной живописи. В историю отечественной школы живописи Зарянко также вошел как педагог, автор ряда трудов по теории искусства и методике преподавания.
Начиная со второй половины 1840-х годов, Зарянко сосредоточил основное внимание на портретной живописи. К ранним произведениям мастера относится камерное изображение почт-директора, мецената, библиофила Фёдора Ивановича Прянишникова (1793–1867). Сановник состоял в различных комиссиях, комитетах и обществах, являлся почетным членом Императорской Публичной библиотеки, Императорской Академии художеств, Общества поощрения художников. Заметное место в его жизни занимало коллекционирование произведений искусства. Собранная им картинная галерея, позднее вошла в состав Московского Публичного и Румянцевского музея. Особую роль Прянишников сыграл и в судьбе С.К. Зарянко, который по его в протекции в 1855 году получил должность педагога и инспектора в Московском училище живописи и ваяния.
Художник изобразил Прянишникова в мундирном фраке Почтового ведомства. Отворот сюртука частично скрывает орден Св. Владимира 2–й степени, полученный заказчиком в 1843 году. Основной акцент сделан на лице, которое моделировано с большой мягкостью, без резких контуров. Выражение его лица полно спокойствия и значительности, внимательный взгляд устремлен на зрителя. Высокий профессионализм Зарянко, бережное отношение к модели, свойственное художникам школы А.Г. Венецианова, в полной мере позволил ему создать образ просвещенного человека середины XIX столетия.
В настоящее время известно несколько авторских вариантов портрета Прянишникова, исполненных в 1844 году, незначительно отличающиеся друг от друга в деталях. Эти произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного Музейного Объединения «Художественная культура русского севера» (Архангельск).