В 1939 году П.Д. Корин начинает работать над проектом Комитета по делам искусств по созданию галереи портретов выдающихся деятелей советской культуры. Первыми работами П.Д. Корина в этой галерее стали портреты двух крупнейших театральных артистов – Л.М. Леонидова и В.И. Качалова.
К образу В.И. Качалова П.Д. Корин приступил, уже имея определенный замысел картины – показать в портрете и высокий пафос трагедийного актера, и его природное человеческое обаяние. По просьбе П.Д. Корина В.И. Качалов позировал в том образе, в котором читал свою роль перед занавесом в спектакле «Воскресенье».
Для этого портрета П.Д. Корин выбирает вертикальную композицию и изображает артиста в полный рост, причем несколько удлиняет пропорции фигуры, подчеркивая монументальность образа и сопоставляя его внутреннюю и внешнюю масштабность.
Фигура В.И. Качалова помещена художником несколько левее центра полотна, чтобы избежать статичности и излишней репрезентативности и придать картине жизненность и определенный динамизм.
Портрет выполнен в сдержанной цветовой гамме, основные цвета – черный и холодный серый. На их фоне особенно выразительным становится лицо, а также руки, которым П.Д. Корин придает большое значение в раскрытии образа персонажа.