Перов Василий (1833-1882)
Проводы покойника. Эскиз-вариант одноименной картины (1865, ГТГ)
1865
Размер - 16,9 x 20,3
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.7059
Поступило из Государственной Цветковской галереи (ранее собрание И.Е. Цветкова, Москва,приобретено не позже 1894 у В.В. Перова /?/). 1925
Эскиз одной из самых знаменитых картин Перова позволяет проследить эволюцию замысла – от рисунка, фиксирующего натурное наблюдение, до завершенного произведения. «Проводы покойника» были созданы художником после возвращения из пенсионерской поездки. Пребывание в Париже, знакомство с французскими музеями, рисовальная практика совершенствуют мастерство Перова, обогащают его художнический арсенал. Рисунок отличает свобода и мастерство исполнения. В подготовительном эскизе уже найден основной композиционный принцип – диагональное движение похоронной повозки. Но он еще насыщен «бытовыми подробностями»: правящий лошадью мужичок, очевидно, страдает зубной болью – у него повязка на щеке, рядом бежит оглядывающаяся на подводу собачка. Сходство с жанровыми сценами, привезенными из парижской поездки, очевидно, не удовлетворило художника. В Париже он был лишь внимательным наблюдателем, не знающим «жизни народа ˂…˃ мало знакомого». В России, обратившись к сюжету, подсказанному печальной реальностью, он стремится к большему обобщению. Художник-реалист, отразивший в предварительном рисунке все подробности происходящего, в окончательном варианте «очищает» композицию, лишает ее «жизненных» деталей. Случай из жизни Перов превращает в формулу этой безысходной жизни.