Эскиз одной из самых знаменитых картин Перова позволяет проследить эволюцию замысла – от рисунка, фиксирующего натурное наблюдение, до завершенного произведения. «Проводы покойника» были созданы художником после возвращения из пенсионерской поездки. Пребывание в Париже, знакомство с французскими музеями, рисовальная практика совершенствуют мастерство Перова, обогащают его художнический арсенал. Рисунок отличает свобода и мастерство исполнения. В подготовительном эскизе уже найден основной композиционный принцип – диагональное движение похоронной повозки. Но он еще насыщен «бытовыми подробностями»: правящий лошадью мужичок, очевидно, страдает зубной болью – у него повязка на щеке, рядом бежит оглядывающаяся на подводу собачка. Сходство с жанровыми сценами, привезенными из парижской поездки, очевидно, не удовлетворило художника. В Париже он был лишь внимательным наблюдателем, не знающим «жизни народа ˂…˃ мало знакомого». В России, обратившись к сюжету, подсказанному печальной реальностью, он стремится к большему обобщению. Художник-реалист, отразивший в предварительном рисунке все подробности происходящего, в окончательном варианте «очищает» композицию, лишает ее «жизненных» деталей. Случай из жизни Перов превращает в формулу этой безысходной жизни.