Репин Илья (1844-1930)
Портрет Ю.И. Репина в детстве
1882
Размер - 107,5 x 54
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10559
Приобретено у Т.И. Репиной-Язевой, дочери художника. 1930
Репин часто писал своих дочерей и сына в самом разном возрасте. Портрет пятилетнего Юрочки, переданный с большой любовью и нежностью, он создал в пору наивысшего расцвета своего творчества. В детском образе угадываются настороженность и замкнутость характера, застенчивый взгляд выдает непривычную для малых лет серьезность. Несмотря на трудности в исполнении детского портрета – подвижность модели и краткость сеанса, Репину удалось раскрыть хрупкий внутренний мир ребенка с присущей ему живописным мастерством. Репин блестяще передает живые карие глаза сына, легкий румянец, пухлые щеки, шелковистые пряди волос с длинным украинским чубом, темный костюмчик с металлическими пуговицами и кожаные сапожки.
Юра позировал в мастерской отца на фоне пестрого текинского ковра, который окружает мальчика буквально со всех сторон подобно уютному гнезду для птенца. В это время Репин начинал работу над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», и, по воспоминаниям дочери Веры, для живописных поисков интерьера собирались различные исторические вещи.
Судьба Юрия Ильича Репина (1877, Чугуев – 1954, Хельсинки) сложилась драматически. В детстве он часто болел, учение ему давалось с трудом, однако с шестилетнего возраста отец уже обучал его рисованию. Окончил Петербургскую Академию художеств, писал исторические картины и произведения на религиозные сюжеты, но его творческие успехи всегда оставались в тени знаменитого отца. В 1907 году Юрий Ильич переехал в поселок Куоккала, где Наталия Борисовна Нордман-Северова, гражданская жена Ильи Репина, выделила Юрию и его семье участок, на котором был построен дом с мастерской, названный им из-за архитектурного сходства «Вигвамом». Многие современники вспоминали о нем как о человеке чистой души и очень религиозном, при этом отмечали его странности – скрытность, необщительность, увлечение мистикой. Он был погружен в свой сложный внутренний мир, свои видения, которые часто становились сюжетами его произведений. Юрий Ильич вел дневник (не опубликован), в записях которого раскрывается пронзительная тонкость и сложность взаимоотношения с окружающим его миром.