Купреянов Николай (1894-1933)
Стог
1927
Размер - 28,5 x 45,5
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Инв.15411
От "Всекохудожника". 1934
Акварельная серия «Стада» – вершина творчества мастера, успевшего сделать очень много в своей слишком рано оборвавшейся жизни. Серия создана в родном Селище, в непосредственной близости от Костромы, где художник провел свое детство, здесь он жил и работал в качестве преподавателя и художника-оформителя в 1919–1922 годах до переезда в Москву. В дальнейшем он неизменно каждый год приезжал в костромское имение, где отдыхал от столичной суеты и увлеченно работал над деревенскими графическими циклами. «Селище – поэма всей жизни художника», – писала первая жена Купреянова Наталья Изнар о его преданности этому краю.
Если ранее Купреянов работал преимущественно черной акварелью, то к концу 1920-х годов он впервые начинает аккуратно вводить цвет в свои произведения. Сельский пейзаж со стогом решен в сдержанной цветовой гамме, художник использует всего два оттенка «земляного» цвета – теплую охру и полупрозрачную темную умбру. Такая монохромность и прозрачность акварели создает атмосферу раннего туманного утра или ночных сумерек, когда краски природы приглушены. Для передачи воздушной перспективы художник делает первый план более насыщенным, а даль обозначает легкими касаниями кисти, как если она подернута дымкой. Мирно пасущиеся лошади, словно застывшая вода в плавных изгибах реки – во всем ощущается разлитое в природе спокойствие.
Этот камерный и созерцательный пейзаж входит в обширную серию «Стада», в которой Купреянов достигает исключительных высот живописного рисунка.