На протяжении всей творческой жизни природа притягивала к себе внимание Борисова-Мусатова. В последние годы творчества, когда на душе художника было особенно тревожно, он находит успокоение и радость в работе над пейзажем. Пейзаж входил во все работы Борисова-Мусатова не только как фон, а как важнейшая часть произведения, где красота природы находит отражение его собственных переживаний.
Помимо многофигурных композиций с пейзажным фоном, мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма, как работа “Под тенью сосен”. Пастель исполнена в парке имения “Ивановское” под Подольском, принадлежавшего В.А. Бахрушину, сыну известного коллекционера А.А. Бахрушина, во время проживания там художника в 1903–1904 годах. В большинстве случаев мастер предпочитает маслу графические техники – акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка. Манера его письма основывается на утонченно-приглушенной палитре, в которой все цвета находятся в умиротворенной гармонии. Испытав влияние Пюви де Шаванна и мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с ощущением волнующей, неизъяснимой тайны.
Известно, что В.Э. Борисов-Мусатов был серьезно увлечен художественной фотографией. В архивах Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного архива литературы и искусства, архиве Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева хранится общей сложностью около семидесяти фотоснимков, сделанных художником. Впоследствии автор активно их использовал для создания будущих композиций. Постоянство, с которым художник начинал сеанс работы с фотокамеры, говорит о необходимости для него именно такого подхода. Не исключением стали пастели “Под тенью сосен”, “Аллеи парка”, “Последний день”, написанные с фотографий парка усадьбы “Ивановское”.