Врубель Михаил (1856-1910)
Цветы. Эскизы орнамента
1890-е
Размер - 45 x 56,6
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.9946
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Очерченные наброски цветов, нанесенные рапортом на изобразительную плоскость и посередине на рисунке, под изображением, чернилами и пером рукой Саввы Ивановича Мамонтова сделанная надпись: «Наброски Врубеля С. Мамонтовъ» свидетельствуют о том, что этот рисунок мог быть подготовительным для многочисленных экспериментов Михаила Врубеля в керамической мастерской имения Саввы Ивановича – «Абрамцево», и, затем, стать композиционной основой для промышленного изготовления керамических плиток многочисленных особняков московского модерна на Абрамцевском гончарном заводе С.И. Мамонтова за Бутырской заставой. Врубелевскими керамическими орнаментами, по исследованиям М.В. Нащокиной, украшены особняк по проекту В.Ф. Валькота (Пречистенский переулок, 10, был приобретен М.Ф. Якунчиковой, племянницей Саввы Ивановича); доходный дом Ф.А. Александрова (1902, архитектор А.А. Остроградский, Мерзляковский переулок, 20) с «фасадными вставками из абрамцевской плитки (использованы изразцы М.А. Врубеля “Бессмертники”», на Ярославском вокзале, украшенном врубелевскими «изразцами с рыбками».
Цветы на рисунке как раз не из знаменитых абрамцевских оранжерей С.И. Мамонтова, а сорванные для работы художников в полях и перелесках, окружавших Абрамцево – это клевер, соцветия бессмертника. Сам Михаил Александрович в письме к сестре А. А. Врубель (лето 1891 года) так будет описывать свои замыслы: «Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».