Верещагин Василий (1842-1904)
Индиец
1873
Размер - 27,6 x 19,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2023
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
Во время туркестанских путешествий Василию Верещагину довелось наблюдать жизнь в «индусских кварталах». Индийцами или индусами здесь называли всех выходцев с территории современных Индии и Пакистана. Они говорили на особых наречиях и исповедовали разные религии – индуизм (в большинстве случаев), мусульманство, сикхизм, буддизм, джайнизм и христианство. Индусы занимались преимущественно торговлей и ростовщичеством. Своим внешним видом и обычаями они отличались от жителей среднеазиатских городов, путешественники часто описывали этих примечательных людей в путевых дневниках.
Художнику позировал освещенный ярким солнцем индиец, одетый в национальную добротную одежду. На нем длинная белая рубаха курта, узкие штаны чуридары, короткий утепленный жакет и шапочка топи. Индусам в Средней Азии не разрешалось носить тюрбаны, чтобы по ошибке их не приветствовали мусульмане. На лбу мужчины нарисован знак – разновидность шиваитского тилака, символа принадлежности к одному из основных направлений индуизма. Это не нищий бродяга, а, возможно, преуспевающий торговец.
На стене изображены различные сакральные знаки. Справа виден один из древнейших и широко распространенных символов, напоминающий свастику. Он означает благополучие, добро, свет, изобилие. Ниже начертан священный слог “Ом” – ਤੇ (письменностью гурмукхи). В индуизме это изначальная мантра, сакральная звуковая формула, повторение которой просветляет ум практикующего. В религиозно-философском смысле это – главная формула Вселенной, символ божественного присутствия в мире и человеке, первоначальная вибрация мироздания.
Надпись с левой стороны разобрать трудно. Она напоминает слово «satguru» – ਸਤਿਗੁਰ (satigura), написанное на индийском языке панджаби. Сат-гуру – это духовный наставник (сат – истинный, вечный или духовный, гуру – учитель). Можно предположить, что перед зрителем предстает панджабец по национальности. Благородные черты лица и уверенная поза выдают в нем представителя одной из высших каст.