Полевые травы. Этюд для картины «Моя Родина»
Патрон шедевра
Корин Павел (1892-1967)
Полевые травы. Этюд для картины «Моя Родина»
1928
Размер - 13,2 x 11,3
Материал - холст грунтованный
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7074
Поступило от В.В. Нарциссова. 2014
Пейзаж «Моя Родина» занимает в творчестве Павла Корина особое место и знаменует переход художественного мастерства П.Д. Корина на новый уровень. Ранние пейзажи-панорамы художника отличались желанием передать как можно точнее каждую деталь окружающего мира и, как следствие, тщательной проработкой и выписанностью всех элементов картины, вне зависимости от их значения в композиции. В «Моей Родине» П.Д. Корин ставит перед собой иную задачу. Его целью становится создание поэтической, торжественной панорамы заката с необъятными далями.
Перед тем как приступить непосредственно к пейзажу, П.Д. Корин провел серьезную подготовительную работу. Он изучал творчество таких мастеров, как Камиль Коро, Клод Лоррен, Шарль-Франсуа Добиньи, Якоб ван Рейсдал, В.М. Васнецов, чтобы понять их метод работы и найти свой подход к композиции. Кроме подготовки теоретической, П.Д. Корин несколько месяцев занимался и «практической» стороной вопроса. Им было написано более двадцати живописных этюдов и сделано множество графических зарисовок. Несколько месяцев – всё лето и начало осени – он провел в Палехе и каждый день работал на пленэре. И хотя лето оказалось дождливым и холодным, П.Д. Корин писал этюды ко всем элементам, которые собирался включить в пейзаж: розовое облако на закате, поблескивающую колею, полную воды, пышную ель, цветы, травы, деревца. Есть среди этюдов и проработанные отдельные фрагменты пейзажа: виды на лес, на поле, на церковь вдали, на уходящую дорогу.
На первый план панорамы П.Д. Корин поместил изображения полевых трав. Неудивительно, что и этюдам с ними он уделил особое внимание. Художник неоднократно зарисовывал карандашом кустики конского щавеля, чертополоха, пижмы, золотарника и других растений, тщательно прорабатывая строение их соцветий и листьев. Работая над живописными этюдами, он уделял основное внимание тонким цветовым соотношениям и тому, как разные травы взаимодействуют друг с другом и окружающим пейзажем. Непритязательные на первый взгляд стебли конского щавеля на фоне цветущего клевера, перенесенные в основную картину, становятся одним из ярких акцентов первого плана.