Врубель Михаил (1856-1910)
Эльфы. Эскиз панно «Утро». Левая часть декоративного панно-триптиха «Времена дня» для Малой гостиной особняка С.Т. Морозова в Москве
1897
Размер - 28,9 x 32,7
Материал - картон зеленый
Техника - акварель, белила, бронзовый порошок, графитный карандаш, сепия
Инвентарный номер - Инв.9942
Поступило из Государственного музейного фонда (собрание И.А.Морозова). 1927
Рисунок является эскизом левой части декоративного панно-триптиха «Времена дня» для Малой гостиной особняка С.Т. Морозова в Москве (ул. Спиридоновка, 17). Врубель много работал над созданием композиций для Малой гостиной особняка, несколько раз менял сюжеты. Данный рисунок - одна из ранних композиций, основной замысел которой был переведен на полотно. Б.К. Яновский в своих «Воспоминаниях о Врубеле» так описывает свои впечатления от декоративных панно художника: «Врубель тогда писал свои панно для Морозова. В той же мастерской, где когда-то Н.Н. Ге показывал нам свое «Распятие». Врубель демонстрировал только что законченные «Утро», «Вечер», «Полдень». Понять я в них с первого раза ничего не понял. Мне казалось странной манерой писать пейзаж, странными казались эти символические фигуры с огромными глазами, странным казался и колорит. Лишь впоследствии я начал чувствовать своеобразную прелесть врубелевского стиля».
О том, что художник постоянно думал о связи композиции с плоскостью стены в интерьере и об общем декоративном ансамбле говорят намеченное в эскизе деревянное обрамление очерченного изображения и нанесенная внизу масштабная линейка для переноса эскиза на стену. Е.И. Ге в очерке «Последние годы жизни Врубеля» так описывает увиденное в мастерской художника: «Панно «Утро» очень большого размера, на нем 4 аллегорических фигуры. Солнечный луч, на высоте стоящая фигура, просыпающаяся земля и вода и утренний туман – все это ан фоне густой первобытной зелени и цветов. <…> Написал Врубель «Утро», кажется, в месяц времени, это очень скоро, так как панно громадное».
Заказчики сначала с восторгом приняли эскизы и сами панно. Н.И. Забела, жена Врубеля в письмах упоминала: «<…> «Утро» и «Вечер» восхитили Морозова, и он даже не хочет, чтобы Миша их еще заканчивал, находя, что уже лучше ничего нельзя сделать. «День» же еще придется поработать, и для этого придется взять мастерскую». Но, позднее, несколько раз они меняли свое мнение о панно. Тем не менее панно были приняты в окончательной авторской редакции.