Маковский Владимир (1846-1920)
Крах банка
1881
Размер - 68,2 x 104,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.607
Приобретено П.М.Третьяковым
Владимир Маковский вошел в историю русского искусства как признанный мастер «малого жанра», автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Художник происходил из знаменитой художественной династии, родоначальником которой был его отец Егор Маковский, коллекционер, знаток и любитель искусства. До переезда в 1894 году в Санкт-Петербург жизнь художника была тесно связана с Москвой, где он создал наиболее известные произведения бытового жанра: «Крах банка», «Толкучий рынок в Москве», «На бульваре».
Поводом для создания картины «Крах банка» стали конкретные исторические события: банкротство Московского ссудного коммерческого банка и крах Скопинского банка в 70-е – 80-е годы XIX века. Жертвами коммерческих махинаций банкиров, в основном, стали состоятельные горожане.
На картине «Крах банка» Владимир Маковский показал сильные переживания людей, которые доверили банку свои сбережения. В передаче самых разнообразных эмоций, – отчаяния, горя, возмущения – обнаруживается тонкая наблюдательность художника. Перед зрителем раскрывается целая галерея типов и характеров. Выразительное описание произведения оставил художественный критик Владимир Стасов: «Старая дама, сделавшаяся от отчаяния настоящей фурией и грозно приступившая к конторщику, женщина, упавшая в обморок, помертвевший старик: вся толпа, мечущаяся в припадке ужаса и страсти, и, как контраст всему этому разбушевавшемуся морю, служебная правильная фигура дежурного полицейского — эта была сцена чудесно правдивая, великолепная».
Картина «Крах банка» была представлена на 9-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1881 году и привлекла особое внимание современников. Однако, если Стасов отмечал в произведении Маковского трагическое звучание, то его оппоненты воспринимали «Крах банка» как «анекдотическое» произведение. Картина «Крах банка» «иронична в своей серьезности», «тут каждая фигура сама по себе смешна», — писали современники.