Триптих на сюжет античного мифа Михаил Врубель создал для инженера К.Г. Дункера и его супруги Е.Д. Дункер, дочери коллекционера Д.П. Боткина. Работа, однако, не была принята заказчиками, и триптих приобрёл К.Д. Арцыбушев.
В отличие от своих предшественников, обращавшихся к теме «Суда Париса», Врубель выбрал форму триптиха, что было обусловлено особенностью заказа: три панно должны были украсить лестницу особняка Дункеров на Поварской. Врубеля попросили написать «что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс», и его выбор пал на мифологическую историю о том, как троянский царевич Парис присудил яблоко с надписью «Прекраснейшей» Венере.
Лукас Кранах, Лука Джордано, Питер Пауль Рубенс и Пьер Огюст Ренуар, создавшие картины на этот же сюжет, использовали мифологическую историю как повод для изображения обнаженной натуры. Врубель, вдохновляясь не только Античностью, но и Ренессансом, фресками Рафаэля и живописью Тициана, от обнажённой натуры отказался и создал утонченные и философские образы власти, мудрости и чувственной красоты.
На левом панно в пурпурных царских одеждах на облаках восседает Юнона, а в море ей почтительно внемлют тритоны. На правом панно Минерва изображена в профиль и в белом, у её ног – шлем, указывающий на то, что перед нами богиня военной стратегии и тактики. В центральной части триптиха – развязка сюжета: на ложе-раковине возлежит родившаяся из морской пены Афродита, за ней на берегу пасёт овец царевич-пастух Парис, на переднем плане Амур, восседая на дельфине, победно вскидывает руки с яблоком.
Врубель, знаток искусства Возрождения, ориентировался на фреску Рафаэля «Триумф Галатеи» Рафаэля на вилле Фарнезина, а в цветовой гамме трёх панно воспроизвел и чуть приглушённые цвета полудрагоценных камней, использовавшихся для изготовления камей, и колорит венецианской живописи. «Это совершенно венецианская вещь, и в её серо-сиреневом, как бы затаенным тоне есть воспоминание о поздней зрелости Тициана», — писал художник и искусствовед С.П. Яремич. Подобная стилизация, удлинённые пропорции, линеарность рисунка и даже сама декоративная функция панно указывают на близость триптиха Врубеля к стилю модерн. Вместе с тем образность «Суда Париса», в котором море, скалы и рощи формируют образ рая, каким представлялась Врубелю Античность, а три богини олицетворяют власть, разум и чувственность, делают его частью искусства символизма. Идеальный синтез модерна и символизма, который будет отличать творчество Врубеля, проявляется таким образом уже в начале 1890-х годов в триптихе «Суд Париса».