Эль Лисицкий (1890 - 1941)
Проун 1Е. ("Город"). Лист из альбома "Проуны"
1920-1921
Размер - 35,5 x 45,6
Материал - бумага
Техника - литография
Инвентарный номер - ГРС-2906
Приобретено у С.Х.Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника. От ДВП через Отдел рукописей ГТГ в 1959 г.
В конце 1919 г. Лисицкий изобрел новую художественную систему, которая по его замыслу могла бы служить основой архитектуры будущего; в ней соединялись законы конструктивного построения объемной формы с идеей геометрической плоскости. В конце лета – начале осени 1920 года направление получило название Проун (Проект утверждения нового). До этого момента многим произведениям, созданным в рамках новой художественной системы, Лисицкий давал названия, как бы раскрывающие их пластический замысел и фиксирующие архитектурно-инженерную доминанту художественного образа: «Город», «Арка», «Мост», «Дом над землей», «Балка», «Москва».
В конце лета ─ начале осени 1920 года Лисицкий отпечатал в Витебске портфолио литографий проунов, убрав из их названий все ассоциативные признаки и дав им буквенно-цифровые обозначения («Проун 1 а», «Проун 1 е», «Проун 2 в», «Проун 2d» и т.д.). Литографии воспроизводили его самые важные живописные работы и как бы подводили итог первому этапу их создания и теоретического обоснования.
Возможно, уже тогда был сделан первый вариант папки (известны три варианта обложки), а также литографированный текст-листовка «Проун. Не мировидение, а мирореальность» (впоследствии существенно расширенный и опубликованный в 1922 году в журнале «Де Стиль»). Папка с 11 литографиями была полностью оформлена и отпечатана тиражом 50 экземпляров весной 1921 года в Инхуке (Институте художественной культуры). В коллекции графики Третьяковской галереи в этом комплекте не хватает двух литографий; недостающие листы находятся в собрании библиотеки Галереи.
Портфолио самых значимых для Лисицкого работ 1919─1920-х годов вместе с текстом декларации стало удачным способом презентации, отчасти заменившим собой труднодоступные в то время выставки. В конце лета 1920 года несколько листов (или возможно экземпляров папки) он передал участнику Второго Конгресса Коминтерна (по-видимому, члену Исполкома Коминтерна Давиду Вейнкопу ─ голландскому коммунисту и основателю газеты «Трибуна»).