На обратной стороне акварели “Последний луч” Виктор Борисов-Мусатов записал: «При закатъ солнца эскизъ молодой женщины освещённой последнимъ лучомъ с …7 дня 1901 г. В. Мусатовъ». Это действительно молодая женщина, отнюдь не отличающаяся «правильными» чертами лица, некрасивая мусатовская «красавица». "Некоторые лица имеют ясно земные черты, и в то же время все они не реальны, не портретны. Все странно изменены, как изменяется действительность во сне или в воспоминаниях", - так замечал друг В.Э. Борисова-Мусатова, первый его биограф, писатель В.К. Станюкович.
Известно, что В.Э. Борисов-Мусатов был серьёзно увлечен художественной фотографией. В архивах Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного архива литературы и искусства, архиве Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева хранится общей сложностью около семидесяти фотоснимков, сделанных художником с его натурщиц. Впоследствии автор активно их использовал для создания композиций будущих многофигурных полотен. Постоянство, с которым художник начинал сеанс работы с фотокамеры, говорит о необходимости для него именно такого подхода. Не была исключением и героиня "Последнего луча": сохранился фотоэтюд к акварели. Сравнивая снимок с рисунком, исполненным на его основе, можно отметить особую «контрастность» — следствие графического языка фотографии, построенного на тональных оттенках двух цветов. Акварель тем самым оборачивается прозрачностью, «нематериальностью» цвета, игрой полутонов, приглушенных размытых красок, тающих теней, что как нельзя более соответствует поэтическим образам его призрачного мира.