Маковский Владимир (1846-1920)
Оправданная
1882-1900
Размер - 82 x 109,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.616
Приобретено П.М. Третьяковым
На картине Владимира Маковского «Оправданная» изображён момент встречи молодой девушки со своей семьей, сразу после оглашения решения суда. Лицо героини с широко открытыми, закатанными вверх глазами, выражает сильные эмоции: бесконечную радость от освобождения. В сильном душевном порыве женщина прижимает к себе ребенка. «В лице оправданной сквозь радостные слезы проглядывает истерическая искра, и она близка к тому, чтобы разрешиться страшным рыданием. <…> Есть что-то нервное в положении ее бровей, в слишком поднятых веках ее глаз, переполненных еще не пролитыми слезами», – писал близкий друг живописца, пейзажист Александр Киселёв.
Владимир Маковский не ограничивается характеристикой главных действующих лиц. Рядом с оправданной женщиной стоят счастливые родители и молодая девушка, возможно, ее сестра. На втором плане в затемненном проеме двери художник помещает фигуру полицейского. В правой руке он держит саблю, вложенную в ножны. На дальнем плане изображены адвокаты и присяжные заседатели, покидающие зал суда.
В 1870-е - начале 1880-х более ста женщин в России были осуждены за политические преступления. Демократическая часть общества возмущалась несправедливостью судебных решений, которые часто были непредсказуемыми.
Картина «Оправданная» является парной к работе Владимира Маковского «Осужденный» (1879, Русский музей), представляющей противоположный исход судебного процесса.
Произведение было представлено на 10-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1882 году. Художественный критик Владимир Стасов считал, что «Оправданная» «вышла слабее», чем «Осужденный», потому что «теперь на сцене было одно только кроткое и милое чувство радости». Возможно, мнение Стасова повлияло на Маковского, и художник снова стал работать над этим сюжетом. В 1889 году живописец исполнил два рисунка, внеся существенные изменения в трактовку сцены. Однако, неудовлетворенный ими, Маковский повторил первоначальную картину в уменьшенном формате на деревянной основе (1882 – 1900), изменив несколько деталей.