Николай Андреевич Андреев был разносторонне талантливым скульптором. Он автор ряда памятников в Москве: писателю Николаю Васильевичу Гоголю (1909), главному врачу Москвы Федору Петровичу Гаазу (1909), статуи «Свобода» для памятника-обелиска «Конституция» (1919), писателю Александру Ивановичу Герцену (1922), поэту Николаю Платоновичу Огарёву (1922), писателю-драматургу Александру Николаевичу Островскому (1929). В 1900–1910-е годы Николай Андреев создал целую галерею портретов представителей Серебряного века, а в 1920-е годы исполнил цикл графических и скульптурных портретов Ленина. Он работал также в монументально-декоративной, мемориальной скульптуре. Много экспериментировал с керамикой, с ее техническими и художественными возможностями.
Особое место в творчестве Андреева заняла тема библейского сюжета о богатыре Самсоне и его возлюбленной Далиле. Скульптор на протяжении длительного времени создавал образы, олицетворяющие беззаветную любовь и предательство.
Ранняя скульптурная группа 1901–1903 годов энергична и очень смела по лепке. Посредством пластики Андреев виртуозно сумел передать драму предательства. В крепком объятии слились торсы женщины и мужчины. Желая подчеркнуть контраст доверчивой силы и предательства, скульптор особое внимание сосредотачивает на мощной фигуре Самсона, который в покорной позе находится в объятиях женщины. Автор говорит языком массы, используя сочные фактурные и живописные эффекты, соединяя импрессионистическую манеру лепки и экспрессивность образов.
Последующие скульптурные реплики на эту тему стали характерными образцами стилизации с вольной интерпретацией стилей прошлых веков.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся композиции «Самсон и Далила», выполненные в
1906 и
1914–1916 годах.