Маковский Владимир (1846-1920)
Вечеринка. Эскиз одноименной картины (1875-1897, ГТГ)
1875
Размер - 27,5 x 42,1
Материал - бумага желтая
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.3492
Поступило в 1972
Рисунок является неотъемлемой частью творческого метода Владимира Маковского. Художник был не только выдающимся живописцем, но и большим мастером рисунка. Он часто рисовал с натуры, зарисовывал встреченные им лица, образы-типы городской среды. Художник искал героев своих произведений в ночлежных домах, на улицах, на бульварах. Он часто посещал богадельни, рынки, трактиры, трущобы Москвы. Героями его рисунков становились и люди из художественной, писательской среды и московской интеллигенции, хорошо знакомой художнику. Метод работы Маковского над картиной требовал постоянных наблюдений, зарисовок с натуры. В результате персонажи и запечатленные сценки в картинах Маковского кажутся словно выхваченными из жизни.
«Вечеринка» – графический эскиз Владимира Маковского к одноименной картине (1875–1897, Третьяковская галерея). На рисунке изображена сходка людей, собравшихся для обсуждения острых, волновавших русское общество вопросов. Политические судебные процессы «193-х» в Петербурге и «50» в Москве произвели сильное впечатление на художника и нашли непосредственное отражение в этом произведении.
Для Маковского традиционен интерес к многообразию и выразительности типажей. Замкнутое решение интерьерного пространства позволило приблизить каждого из персонажей к зрителю и создать выразительный образ действующих лиц.
Окончательная композиция рисунка по сравнению с картиной мало изменилась. Комната показана в том же ракурсе, в центре полотна оказывается накрытый стол с самоваром. Изначально найдены образы основных героев: энергичной, волевой девушки в длинном платье, аплодирующего студента, юноши с трубкой, повернутого спиной к зрителю. Многие лица на рисунке портретны. Современники видели в декламирующей курсистке знаменитую революционерку, члена тайной организации «Народная воля» Софью Перовскую. В почтенном старике с длинной бородой – народнического писателя Иеронима Ясинского, а в задумавшемся мужчине средних лет, сидящем за отдельным столом, – инженера и революционера Николая Кибальчича.
По сравнению с рисунком художник внес существенные изменения в живописное полотно. В картине нет печи в углу, отсутствует дверь, окно помещено в левой части композиции. В живописном произведении увеличивается количество персонажей, появляется керосиновая лампа, затененная газетным листом, пол забросан окурками. Но главное различие заключается в ином: участники вечеринки в картине, завершенной спустя 22 года после создания рисунка, разобщены как духовно, так и в пространстве. Их облик свидетельствует о явных и скрытых противоречиях между участниками встречи, что полностью отражает изменения, происходившие в среде народнической интеллигенции тех лет.