Литература и живопись постоянно ищут встречи друг с другом в культуре ХIХ столетия. И эта небольшая, но очень искренняя картина Перова – один из примеров такой встречи. Художник обратился к заключительным страницам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), описывающим скорбные посещения скромного сельского кладбища родителями Базарова: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, как почти все наши кладбища оно являет вид печальный… серые деревянные кресты поникли… два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень… Но между ними есть одна могила… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней из далекой деревушки часто приходят два дряхлых старичка, поддерживая друг друга идут они отяжелевшей походкой, приблизятся к ограде, припадут и станут на колени и долго и горько плачут и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын… Какое бы страстное, грешное бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…».
Перов остановился на эпизоде романа, полном щемящей грусти, горького чувства одинокой старости, призыва к всепрощению и любви. Картина по-новому освещает весь роман, обогащает его восприятие. Художник сумел достичь удивительной выразительности поз. Мы не видим лиц, но мы безошибочно угадываем состояние и характер героев.
На могиле атеиста Базарова, литературного воплощения героя-нигилиста 1860-х годов, «нового человека», нет креста, вместо него – венок, деталь, полная символического значения, намек на мученическую судьбу, христианский путь самоотречения и самоотдачи, признание значения жизни таких людей как Базаров.