Верещагин Василий (1842-1904)
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд
1869-1870
Размер - 36,8 x 27
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1909
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
Во время туркестанских походов Василий Верещагин был покорен красотой древних памятников архитектуры. С сожалением он наблюдал, как многие из них разрушаются, особенно в районах боевых действий. Стараясь привлечь внимание к данной проблеме, он писал об этом в своих очерках, которые издавались в Петербурге.
Мавзолей Гур-Эмир, жемчужину самаркандского зодчества начала XV века, Верещагин писал неоднократно, с разных точек зрения, при вечернем и утреннем освещении. Внимание художника привлекал не только фасад, но и уникальный интерьер древнего памятника. Мавзолей был возведен в 1404 году по приказу великого завоевателя Тимура в связи со смертью внука. Со временем он стал семейной усыпальницей для потомков Тимуридов по мужской линии.
На картине Гур-Эмир изображен с близкого расстояния, со стороны внутреннего дворика. Это дает возможность рассмотреть восьмигранное основание, стрельчатую арку полуразрушенного портала и единственный сохранившийся минарет. Маленькие фигуры сидящего старика и играющих детей дают представление о масштабе и пропорциях мавзолея. Стройный барабан украшен изящным геометрическим орнаментом, традиционно сочетающим синий и коричневый цвета. Вокруг основания барабана размещена выложенная белыми кирпичиками надпись из Корана, которая в переводе с арабского гласит: «Вечность принадлежит Аллаху. Слава Аллаху!».
Художник мастерски передает руинированную кирпичную кладку на фоне кобальтового неба и сверкающую на солнце облицовку здания. Сфероконический купол покрыт изразцами из поливных кирпичей синего и белого цветов, образующих узор из ступенчатых ромбов. Удачный ракурс дает возможность прочувствовать величественную красоту мавзолея, которую он сохранил даже в полуразрушенном состоянии. Благодаря этой картине мы можем оценить степень утрат древней постройки, зафиксированную кистью художника задолго до последующей основательной реставрации.