Самсон и Далила
Патрон шедевра
Андреев Николай (1873-1932)
Самсон и Далила
1914-1916
Размер - 75 x 45,5 x 53
Материал - гипс
Инвентарный номер - Инв.18555
Поступило из мастерской скульптора, Москва. 1934
Николай Андреевич Андреев был разносторонне талантливым скульптором. Он автор ряда памятников в Москве: писателю Николаю Васильевичу Гоголю (1909), главному врачу Москвы Федору Петровичу Гаазу (1909), статуи «Свобода» для памятника-обелиска «Конституция» (1919), писателю Александру Ивановичу Герцену (1922), поэту Николаю Платоновичу Огарёву (1922), писателю-драматургу Александру Николаевичу Островскому (1929). В 1900–1910-е годы Николай Андреев создал целую галерею портретов представителей Серебряного века, а в 1920-е годы исполнил цикл графических и скульптурных портретов Ленина. Он работал также в монументально-декоративной, мемориальной скульптуре. Много экспериментировал с керамикой, с ее техническими и художественными возможностями.
Особое место в творчестве Андреева заняла тема библейского сюжета о богатыре Самсоне и его возлюбленной Далиле. Скульптор на протяжении длительного времени создавал образы, олицетворяющие беззаветную любовь и предательство.
Ранняя скульптурная группа 1901–1903 годов энергична и очень смела по лепке. Посредством пластики Андреев виртуозно сумел передать драму предательства. Автор говорит языком массы, используя сочные фактурные и живописные эффекты, соединяя импрессионистическую манеру лепки и экспрессивность образов.
Вторая композиция была выполнена в 1906 году. Она решена в духе египетской скульптуры. Имеет строгую фронтальность и четкий кубический объем.
Третья композиция создана скульптором в 1914–1916 годах, став характерным образцом стилизации с вольной интерпретацией, но уже стиля искусства Древнего Востока. Андреев пластически переосмысливает древний сюжет: он строит композицию на контрастах, прибегая к намеренному нарушению пропорций для достижения более яркого эффекта во взаимодействии двух фигур. Скульптор изображает Самсона, сидящего в позе, напоминающей статуи Будды, однако он композиционно не завершает положение ног, оставив только их срез. Огромная фигура Самсона обнимает маленькую изящную фигурку Далилы, которая свернулась у него на коленях и плотно прижалась к его груди. Ее формы решены как горельеф, что создает впечатление неразделимости двух тел. Андреев использует контрасты линий и поверхностей. Линии тела Самсона угловаты и мощны. Линии фигуры Далилы волнисты и утонченно нежны. Интересны рисунок и движение рук, навеянные персидскими и индийскими миниатюрами. Тщательная обработка поверхности особенно заметна в прическе, одежде, украшениях. Скульптор намеренно искал фактурные контрасты в сопоставлении гладкой поверхности тела Далилы и шероховатой, обработанной коротким, методичным штрихом, поверхности тела Самсона. Андреев, используя разнообразные мотивы ассирийского искусства и применив стилевую эклектичность, создал целостный образ Самсона и Далилы, над которым работал несколько лет.
В коллекции Третьяковской галереи также хранятся композиции «Самсон и Далила», выполненные в 1901–1903 и в 1906 годах.