Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
Портрет неизвестной в розовом платье
1770-е
Размер - 58,8 x 46,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5320
Поступило из собрания Е.П.Носовой. 1917
Произведение является прекрасным примером интимного камерного портрета, для которого было характерно стремление выявить духовные качества модели. Первое, что бросается в глаза в данном полотне, – необычайная хрупкость выступающей из мрака женской фигуры. Весь причудливый костюм молодой женщины: платье с капюшоном, украшенное кружевами и бантом, кружевная наколка в прическе – буквально светится многочисленными оттенками розового. Поток неясного, но интенсивного света мерцает на лице и платье. Этот свет не охватывает всего изображения, но вызывает из мрака лишь освещенную сторону лица и плеча. Художник работает жидкими мазками краски, которые создают лишь впечатление кружев, шелка и сережки.
Помимо одухотворенной «зыбкости» живописи, мастер усилил тональный контраст лица и фона, выделив ласковое и робкое лицо молодой женщины интенсивным светом и сосредоточив на нем внимание зрителя. Как будто светится затаенным блеском ее устремленный на зрителя мягкий взгляд.
Впечатление одухотворенной хрупкости образа тесно связано с неповторимой затаенностью душевных проявлений. Рокотов избегает передачи какого-то определенного переживания, когда одно открыто выявленное чувство исключает проявление других. Его увлекает скорее сама изменчивая основа духовной жизни, питающая различные грани переживаний, – нерасчлененные и невыявленные, но тем более обаятельные в своем одушевленном богатстве. Героиня портрета позирует художнику скромно и просто, она чужда светских улыбок и демонстративных жестов, далека от ложного блеска и натянутых поз. Она живет затаенной, но наполненной внутренней жизнью.
Парным к изображению служит «Портрет неизвестного в синем кафтане», колорит которого дополняет женский портрет по принципу контраста. Портрет неизвестной является одним из шедевров в творчестве Рокотова, решенный в стилистике рококо с характерной для этого стиля камерностью образа, изысканностью колорита и прихотливостью дамского антуража. Художник запечатлел облик обаятельной модели с любовным вниманием и бережностью и этим предвосхитил характерное выражение интимных портретов последовавших за Рокотовым русских художников.