Верещагин Василий (1842-1904)
Три главные божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме
1875
Размер - 28,2 x 40,8
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2052
Приобретено П.М. Третьяковым. 1880
Во время долгого путешествия по Индии Василий Верещагин добрался до высокогорного монастыря Санга Чолинг в княжестве Сикким на северо-востоке страны. Художник с трудом запоминал и записывал непривычные для европейца названия местных достопримечательностей, путаясь в произношении и правописании. По традиции, для картин из Индийской серии сохранены авторские варианты названий.
Древний монастырь, основанный в XVII веке ламой Лхадзун Чемпо, относится к северному направлению буддизма, которое называется махаяна, «великая колесница». Храмовые росписи и скульптура, которые здесь довелось увидеть Верещагину, поразили его диковинным видом и загадочной трактовкой. Удивительно, что миролюбивые монахи, которые принимали в основном паломников, с радушием отнеслись к чужеземцу и разрешили так долго работать в храме. Верещагин точно зафиксировал все культовые предметы, объединяя их теплыми оттенками золотого и красного цвета.
Скульптурные раскрашенные изваяния трех божеств восседают в медитативных позах на тронах в форме раскрытого лотоса. Этот цветок символизирует состояние человеческой души во время ее просветления, когда она покидает бренный мир, такая же чистая и прекрасная, как белый лотос, вырастающий из болотной тины.
В центре помещена фигура Ваджрасаттвы, одного из главных божеств северного буддизма. Его образ воплощает зерцалоподобную мудрость, превосходящую обычный разум. В правой руке он держит ритуальное оружие ваджру, а в левой – колокольчик. Ваджрасаттва олицетворяет собой Будду, который помогает убрать все негативное из кармы человека и показать пути истинного просветления. На столике перед ним стоят семь чашечек с символическими дарами божествам.
Слева находится Будда Шакьямуни – основатель буддизма, самой древней мировой религии. В левой руке он держит чашу для сбора подаяний, правая рука опущена ладонью вниз. Этот жест называют «касанием земли» в честь победы Будды над кознями демона Мары во время духовной медитации. По обеим сторонам от него стоят его самые близкие ученики.
Справа восседает знаменитый буддийский учитель и проповедник Падмасамбхава. В левой руке он держит ваджру, одновременно складывает пальцы в жесте, который означает защиту от злого влияния. В правой руке у него ритуальный кинжал пурба для изгнания злых духов. Падмасамбхаву сопровождают две его верные спутницы и ученицы.