Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова был заказан Шубину Екатериной II для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Мраморный дворец, строительство которого началось в 1768 году, предназначался в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Орлову. Шубин должен был украсить Чесменскую галерею пятью бюстами братьев Орловых, возведшими на престол Екатерину II, и четырьмя барельефами, прославляющими победу России в русско-турецкой войне.
Иван Григорьевич Орлов (1733–1791) принимал незначительное участие в перевороте 1762 года. Вместе с братьями Иван был возведен в графское достоинство. Получил звание капитана гвардии, но отказался от других наград и званий. В 1764 году вышел в отставку с ежегодной пенсией в двадцать тысяч рублей. Вероятно, поэтому, в отличие от других портретов братьев Орловых, Шубин изобразил Ивана не в мундире с орденами, а в кружевной рубашке.
Скульптор использовал часто повторяемый им композиционный прием – поясное изображение модели в небольшом повороте фигуры и в плаще, накинутом как драпировка на светскую одежду. Сложный силуэт, образованный игрой драпировок, и передача фактуры ткани придают портрету лаконичный характер. При всей внешней торжественности произведение отличается глубиной реалистического познания человеческой натуры. Гордо поднятая голова, твердое выражение лица, легкая улыбка, но в то же время усталый взгляд графа создают образ умного и тонкого человека.
Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова до 1798 года украшал Чесменскую галерею, но с приходом к власти императора Павла I все бюсты братьев Орловых были «возвращены в фамилию гр. Орловых» и находились в их подмосковном имении Отрада до революции 1917 года. В собрание Третьяковской галереи портреты братьев Орловых были переданы в 1927 году через Государственный музейный фонд.