Шубин Федот (1740-1805)
Портрет князя Ф.Н. Голицына
1771
Размер - 60 x 30,5 x 28
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.26954
Приобретено у Н.В. Голицына, Москва. 1941
Федот Шубин – выдающийся русский скульптор эпохи классицизма. Он работал преимущественно в жанре портрета и с исключительным мастерством запечатлел яркие и правдивые образы многих представителей элиты русского общества екатерининского времени.
Князь Фёдор Николаевич Голицын (1751–1827) – племянник И.И. Шувалова, один из образованнейших людей своего времени. После смерти дяди стал куратором Московского университета. Дипломат и незаурядный писатель, поэт, он оставил замечательные воспоминания о себе и своем времени.
Портрет Шувалова, выполненный Ф.И. Шубиным в 1771 году, – один из признанных шедевров русской скульптуры XVIII столетия. Мастер представил князя молодым, только что завершившим обучение в Европе и начавшим карьеру при российском императорском дворе, выполняя дипломатические поручения.
Поражает безупречность технического исполнения произведения. Легкость и текучесть линий складок одежды и прядей волос, округлость форм и мягкость черт лица напоминают лучшие образцы греческой скульптуры классического периода. Ориентация художников классицистической эпохи на шедевры античной культуры была вызвана стремлением передать гармоничную красоту человеческого образа. Портрет Ф.Н. Голицына – пример такого рода произведений в раннем творчестве Ф.И. Шубина.
В своих зрелых работах он всегда, несмотря на следование правилам парадного портрета, показывал сложность и неоднозначность внутреннего мира своих персонажей, соединяя в их облике противоречивые качества. В результате получался убедительный образ современника – не идеальный, но живой. Не только точное воспроизведение внешних подробностей, но и следование подлинной натуре человека по-настоящему увлекало художника.
Здесь же характер изображенного выявлен по-другому. Спокойствие, изящество и некоторая мечтательность в облике молодого князя ясно прочитываются зрителем. В этой работе главная задача мастера заключалась в выражении статической красоты, созвучной духу классического искусства. При этом весьма точно передано портретное сходство.
Бюст в 1941 году был приобретен в собрание Третьяковской галереи у Н.В. Голицына.